Возникновение и развитие социологии
Фридрих Энгельс (1820-1895 гг.) – немецкий философ, друг Маркса, который оказывал ему материальную помощь, создавая условия для его научной деятельности. Он совместно с Марксом написал ряд работ, после смерти друга редактировал и издал II и III тома «Капитала» – основного труда Маркса и работал до своей смерти над IV томом. Молодой Энгельс, управляя в г. Манчестер в Англии филиалом фирмы своего отца, провел первое крупное социологическое исследование образа жизни рабочих. Результаты исследования были опубликованы в 1845 г. в книге «Положение рабочего класса в Англии: по собственным наблюдениям и достоверным источникам». Вторым его крупным трудом, посвященным социальным проблемам, является произведение «Происхождение семьи, частной собственности и государства» (1884 г.), где впервые рассматривается связь между социально-экономическими и гендерными отношениями. Указанные работы содержат важные методологические положения для развития современной социологии, социологических теорий и социологических исследований.
Значительное влияние на становление социологии, особенно в США, оказали труды английского социального философа Герберта Спенсера (1820-1903 гг.). В своем первом главном труде «Социальная статика» (1850 г.) он выдвинул идею экономического индивидуализма и показал себя приверженцем свободного рынка. В своих дальнейших работах, в том числе «Человек против государства» (1884 г.) доказывал, что на процесс социального развития решающее влияние оказывает борьба за существование и возможность для выживания, что в развитии социальной системы, как и в других системах, идет дифференциация и интеграция. Важной позитивной стороной его исследований является то, что он первым внедрил систематическое использование структурно-функционального анализа. В то же время его работам присущ упрощенный подход, проявляющийся в сравнении общества с человеческим организмом, когда стирается качественное отличие социального от биологического.
Французский социальный философ Эмиль Дюркгейм (1858-1917 гг.) утверждал, что условием, необходимым для превращения социологии в самостоятельную науку, является наличие особого предмета и соответствующего метода. Этим предметом он считал особую реальность, которой не занималась до сих пор ни одна из существующих наук. Ее основу составляют социальные факты, не сводимые ни к экономическим, ни к психологическим, ни к физическим и т. п. фактам действительности, и обладающие рядом самостоятельных характеристик. Их главные признаки – объективное, независимое от индивида существование и способность оказывать на индивида давление, толкая его на те или иные поступки. Дюркгейм подразделял социальные факты, которые рассматривал в качестве «вещей», на материальные (плотность населения, частота контактов или интенсивность общения между индивидами, наличие путей сообщения, характер поселения и т. п.) и духовные (общее или коллективное сознание). Он обосновывал идею общественной солидарности, которой было посвящено, по существу, все его творчество. Его основные труды: «О разделении общественного труда» (1893 г.), «Правила социологического метода» (1895 г.), «Самоубийство: социологический этюд» (1897 г.). В первой из перечисленных работ он говорит об аномии как вынужденном труде, не регулируемом обществом или социальными ценностями. В дальнейшем он раскрывает сущность аномии как такого состояния общественного сознания, когда существовавшие социальные ценности, социальные нормы отрицаются, а новые общество еще не выработало. В «Самоубийстве» на основе вторичного анализа официальной статистики Дюркгейм раскрывает социальную сущность этого акта и его типы. Данная работа – второе после труда молодого Энгельса обобщение крупного социологического исследования, проведенного в XIX в.
Немецкий социальный философ и историк Макс Вебер (1864-1920 гг.), наряду с Марксом и Дюркгеймом, является самым выдающимся основателем социологии. Он считал, что наиболее важным в изучении общества является логическое понимание социальных процессов и их научное объяснение. В историю возникновения и развития социологии Вебер вошел как основоположник понимающей социологии и теории социального действия. Он считал, что наука должна понимать и объяснять социальный процесс как совокупность действий людей, их стремлений и мотивов действий. Важное место в работах Вебера занимает проблема ценностей – моральных, политических, эстетических, религиозных и др., которые определяются исторической эпохой и направляют интересы людей, их социальные действия. В теории социального действия Вебер рассматривает соотношение эмпирического и теоретического уровней познания. При этом он выделяет идеальные типы социальных действий: целерациональное, ценностно–рациональное, аффективное и традиционное. Его учение об идеальных типах может служить методологической установкой социального познания и решения практических проблем. Вебер в своих работах, важнейшими из которых являются «Протестантская этика и дух капитализма (1904-1905 гг.), «О категориях понимающей социологии» (1913 г.), «Хозяйство и общество», изданные после его смерти в 1921 г., сформулировал принципиальные положения не только общей социологии, но и политической социологии, экономической социологии и других социологических теорий.
Полезные статьи:

Впервые слово "социология", обозначающее область научного знания, было введено французским мыслителем Огюстом Контом.О. Конт считал, что социология должна рассматривать общество как некий, обладающий собственной структурой организм, каждый элемент которого должен исследоваться с точки зрения полезности для общественного блага.
Последние годы существования российского государства являют собой абсолютно уникальную историческую картину, подобной которой никогда не встречалось в истории русского общества. После разрушения Советского Союза в обществе не оказалось главенствующей идеологии – ни теистической, ни атеистической.
Правовое государство - это особая форма организации политической власти в гражданском обществе, при которой признаются и гарантируются естественные права человека, реально проводится разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, обеспечивается верховенство правового закона.
На современном этапе развития человечества формируется единая цивилизация на всей планете. Укоренение этой идеи в науке и общественном сознании способствовало осознанию глобализации процессов в современном мире.