Возникновение и развитие социологии
К. Маркс и А. Сен-Симон выдвинули важные положения об этапах развития человечества. Сегодня, в самом начале XXI в., мы видим, что новое время – это период дальнейшего расширения свободы человека и усиления роли науки. Жаль только, что в угоду коммунистической идеологии в советском обществоведении искажались идеи классиков философии, распространялась концепция о пяти общественно-экономических формациях, противопоставлялись марксизм и позитивизм. Первый в трактовке советских ученых выглядел как вульгарный материализм, ограниченность которого критиковал еще сам К. Маркс, а второй трактовался только как идеалистическая философия.
Каждое явление, в том числе и наука, возникает и получает развитие там и тогда, когда появляются соответствующие условия. Социология возникает в Западной Европе в XIX в. Можно выделить четыре основные причины возникновения социологии, методологически исходя из четырех основных сфер общества (схема № 1). Во-первых, развитие рыночных, буржуазных отношений, что предопределяет необходимость углубленного подхода к социальной жизни и поведению личности. Рынок – это высший этап развития товарно-денежных отношений, когда товаром становятся не только предметы потребления и средства производства, но и рабочая сила. При буржуазном способе производства трудящиеся становятся более свободными: исчезает внеэкономическое принуждение к труду. Все это приводит к появлению новых форм социальных групп, в рамках которых осуществляется социальное взаимодействие. Во-вторых, такого же научного подхода требует усложнение социальных, социально-классовых отношений. В-третьих, уход в прошлое тоталитарных феодальных социально-политических систем ведет к развитию демократии, плюрализма и гласности. Без последних условий не может быть науки об обществе, о социуме, освобождающей мысли от господствующей идеологии. В-четвертых, духовное развитие Западной Европы к XIX веку дало классическую немецкую философию, классическую английскую политическую экономию, французский социализм, которые были предпосылкой возникновения социологии.
В схеме № 10 перечислено семь выдающихся социальных философов – основоположников социологии. Список начинается с французского философа Сен-Симона Клода Анри (1760-1825 гг.), который прожил интересную, полную приключений жизнь. Он с молодости посвятил себя борьбе за свободу человека, за его освобождение от эксплуататоров. По этой причине от него отказался его отец – один из богатейших графов Франции. Сен-Симон воевал в армии Вашингтона против рабовладельцев юга, став самым молодым полковником этой армии. Потом, оставив карьеру военного, вернулся во Францию и занялся предпринимательством, чтобы создать материальные условия для научной деятельности. Последние годы своей жизни Сен-Симон посвятил развитию социальной философии, социалистической утопии и формированию новой науки – социологии. Одним из основных его трудов является «Очерк науки о человеке» (1813-1816 гг.). Он не только впервые высказал мысли о научном исследовании человека как социальном явлении, назвав новую науку социальной физикой, но и раскрыл ряд теоретических положений, отражающих социальную действительность: о различии и противоположности между городом и деревней, между лицами умственного и физического труда и т. д. Он, наряду с французскими историками, раскрыл социально-классовую структуру общества, роль промышленности и научного познания в развитии общества. Особо подчеркивал роль социальной физики (социологии) для перехода общества от метафизической фазы к позитивной и обеспечения основы нового светского нравственного порядка. Он впервые ввел термин «индустриальное общество», появляющееся при переходе к позитивной фазе, в рамках которой происходит совмещение технологий с формами социальной организации, которые совершенствуются на основе научного познания социальной действительности. Подтверждением того, что Сен-Симон дал начало развитию социологии, является работа по социологии, написанная сто лет назад немецким профессором и изданная в России в 1904 г. В ней он в частности писал: «Созданию форм общей борьбы за существование по законам, достойным человеческого общества, должна содействовать социология, которую нам дал XIX в., а XVIII в. носил ее в чреве. В работах Канта, Кондроса, Монтескье, Тюрго и др. была в чреве. Социология рождается в работах Сен-Симона, но учение у него изложено в хаотичной и обрывочной форме». [20, С.13].
Полезные статьи:

Впервые слово "социология", обозначающее область научного знания, было введено французским мыслителем Огюстом Контом.О. Конт считал, что социология должна рассматривать общество как некий, обладающий собственной структурой организм, каждый элемент которого должен исследоваться с точки зрения полезности для общественного блага.
Последние годы существования российского государства являют собой абсолютно уникальную историческую картину, подобной которой никогда не встречалось в истории русского общества. После разрушения Советского Союза в обществе не оказалось главенствующей идеологии – ни теистической, ни атеистической.
Правовое государство - это особая форма организации политической власти в гражданском обществе, при которой признаются и гарантируются естественные права человека, реально проводится разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, обеспечивается верховенство правового закона.
На современном этапе развития человечества формируется единая цивилизация на всей планете. Укоренение этой идеи в науке и общественном сознании способствовало осознанию глобализации процессов в современном мире.