Деятельность детских социальных приютов в советское время
К приютам относили не только благотворительные заведения для сирот и беспризорников, но и ясли, детские сады, интернаты. «Приюты, которые имеют задачей временное призрение малолетних детей, называются яслями», - так определяла Канцелярия Ведомства учреждений императрицы Марии. При этом возраст, при котором детей принимали в ясли или детский сад, не указывался.
С 1910 г. сначала в центральной России, а потом и на Беларуси появляется ряд новых типов приютов. Нечто напоминающее современную детскую деревню можно увидеть в «поселковых приютах», которые стали появляться в «здоровой местности», обычно на окраине или вдали от городов, где строили домики на 15-25 детей. Возле каждого домика – огород сад, птичий двор. Общими для детского поселка были школа и мастерские. В каждом домике – мать семьи (воспитательница), которая и вела основную воспитательную работу [17, cтр. 59].
В период становления социальной работы как современного общественного явления в начале 20 в. на Беларуси выделяются ведущие организационные формы социальной работы с нуждающимися детьми. Особое значение среди них приобретают различные благотворительные общества и благотворительные заведения, формы частной благотворительности, городские и земские органы общественного самоуправления, съезды деятелей по общественному и частному призрению, «детская журналистика».
Передовая общественность выдвигала конкретные требования по снабжению бедных детей пищей, одеждой и учебными пособиями за счет государства. Объединение общественности вне зависимости от политических и иных взглядов и верований для совместных действий на почве благотворения – одна из характерных и примечательных черт того времени.
Несмотря на ряд недостатков, вызванных чаще объективными, чем субъективными причинами, практически при отсутствии реальной помощи со стороны государства в дореволюционный период сформировалось достаточно эффективная, на уровне передовых достижений того времени система социальной работы с детьми в заведениях приютского типа.
По проблеме создания и деятельности на Беларуси благотворительных общественных организаций и заведений социальной помощи нуждающимся детям, воспитательных домов, детских приютов, яслей и т.д. можно сделать следующие краткие выводы:
1. система социальной помощи нуждающимся детям берет начало в славянской духовности и менталитете белорусов, особенностях их жизни и быта, усиленных и оформленных религиозных заповедях христианства.
2. в истории складывания системы благотворительной помощи обездоленным детям весьма значительна роль многочисленных религиозных конфессиональных организаций, в первую очередь православных братств с их школами и приютами, а также представителей магнатских белорусских родов, с их богатыми пожертвованиями на организацию и содержание приютов, других учреждений для детей-сирот и детей из бедных семей.
3. Решающие значение в организации помощи нуждающимся, складывании системы социальной работы с детьми во второй половине 19 – начале 20 века имели благотворительные общества, которые оказывали помощь детям, создавали и содержали воспитательные дома, детские приюты, «ясли», колонии и т.д.
Полезные статьи:

Впервые слово "социология", обозначающее область научного знания, было введено французским мыслителем Огюстом Контом.О. Конт считал, что социология должна рассматривать общество как некий, обладающий собственной структурой организм, каждый элемент которого должен исследоваться с точки зрения полезности для общественного блага.
Последние годы существования российского государства являют собой абсолютно уникальную историческую картину, подобной которой никогда не встречалось в истории русского общества. После разрушения Советского Союза в обществе не оказалось главенствующей идеологии – ни теистической, ни атеистической.
Правовое государство - это особая форма организации политической власти в гражданском обществе, при которой признаются и гарантируются естественные права человека, реально проводится разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, обеспечивается верховенство правового закона.
На современном этапе развития человечества формируется единая цивилизация на всей планете. Укоренение этой идеи в науке и общественном сознании способствовало осознанию глобализации процессов в современном мире.