Деятельность детских социальных приютов в советское время
К началу 20 века сложилась стройная система социальной помощи детям, охватывающая значительный даже по современным меркам процент обездоленных детей и подростков. По идеологическим соображениям этот факт долгое время замалчивался советской исторической наукой. Считалось, что единственный верный путь решения проблем нуждающихся слоев населения лежит лишь в рамках государственной системы социального обеспечения.
Для организации благотворительной помощи нуждающимся детям первоначально в губернских городах, а затем и в большинстве уездов в Беларуси создавались и плодотворно работали многочисленные учреждения общественного призрения. Наиболее быстрый рост их наблюдался в начале 20 века.
Сама жизнь требовала активного участия широкой общественности, в первую очередь людей богатых и влиятельных, в организации социальной помощи детям [16, cтр. 52-53].
К 1914 году на территории Беларуси действовало два специальных заведения для брошенных детей. Один, из которых Минский приют для подкидышей, открытый в 1894 году благотворительным обществом «Милосердие». В других белорусских губерниях брошенными детьми, родителей которых не удалось обнаружить полиции, занимались в основном приказы общественного призрения, а позднее – земства.
По заведенной со времен Екатерины II системе новорожденных детей их матери или родственники могли приносить и отдавать в воспитательные дома инкогнито, через зашторенное окно. С 1890 г. в Российской империи были введены новые правила, предусматривавшие прием подкидышей исключительно через полицию, вместо тайного приема вводился явный с правом для матерей брать ребенка на вскармливание домой с оплатой от воспитательного дома. В 1894 г. эти условия были усовершенствованы.
Введение новых правил было порождено жестокой необходимостью, связанной с переполненностью воспитательных домов и колоссальной смертностью приносимых в них детей. В Минском приюте для подкидышей превышение нормы призреваемых детей составляло 50%.
В первые годы воспитательных домов на Беларуси смертность детей их была хоть и несколько ниже, чем в целом по Российской империи, но временами достигала 50 и более процентов. По свидетельству современников, «скопление большого числа детей в палатах, отсутствие достаточного количества кормилиц, неопытность врачей и воспитателей, прием часто больных и умирающих детей – все это повлекло за собой ужасающую смертность питомцев». [16, cтр. 59].
Решение проблемы стали искать в развитии городского и сельского патронажа. Воспитательные дома, выдержав у себя малюток на искусственном кормлении (кормилицы были редкостью) в течение двух месяцев, передавали их на вскармливание и воспитание в семьи мещан, ремесленников и крестьян за определенную плату. После достижения детьми 3-7 летнего возраста их возвращали в воспитательный дом или (очень редко) усыновляли. Женщинам, хорошо воспитывающим детей, выдавались небольшие награды. Такая практика приобрела широкий размах.
В сочетании с санитарно-профилактическими мерами, предпринятыми благотворительными общественными организациями, органами городского самоуправления, а также земскими врачами и фельдшерицами, удалось несколько снизить смертность детей в воспитательных домах, но все, же ее уровень оставался достаточно высоким. Кроме того, увеличилась смертность детей в деревнях, где от «заносимых болезней и уменьшения питания» умирали и подкидыши, и младенцы кормилиц [16, cтр. 60]. Впрочем, тогда по Российской империи смертность детей от 1 до 5 лет составляла 76% от общей смертности населения.
Полезные статьи:

Впервые слово "социология", обозначающее область научного знания, было введено французским мыслителем Огюстом Контом.О. Конт считал, что социология должна рассматривать общество как некий, обладающий собственной структурой организм, каждый элемент которого должен исследоваться с точки зрения полезности для общественного блага.
Последние годы существования российского государства являют собой абсолютно уникальную историческую картину, подобной которой никогда не встречалось в истории русского общества. После разрушения Советского Союза в обществе не оказалось главенствующей идеологии – ни теистической, ни атеистической.
Правовое государство - это особая форма организации политической власти в гражданском обществе, при которой признаются и гарантируются естественные права человека, реально проводится разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, обеспечивается верховенство правового закона.
На современном этапе развития человечества формируется единая цивилизация на всей планете. Укоренение этой идеи в науке и общественном сознании способствовало осознанию глобализации процессов в современном мире.