История развития конфликтологии в конце XIX – начале XX вв
Конфликтология развивалась также и в рамках психологического подхода: наряду с социологией появилась психология конфликта. Последняя ориентировалась на анализе внутри- и межличностных противоречий.
Так, австрийский психиатр Зигмунд Фрейд (1856-1939) считал конфликт, изначально присущий человеческой психике, сознательным и бессознательным с инстинктивными влечениями и моральными требованиями общества. Данная дисгармония служит источником социальных конфликтов.
Фрейд создал одну из первых концепций конфликтологии-- теорию психоанализа. Согласно его теории, появление и развитие внутриличностных конфликтов определяются столкновением внутри личности несознательных психических сил, основной из которых является либидо (сексуальное влечение) и необходимости выстоять во вражеской для индивида социальной среде. Запреты со стороны среды приводят к душевным травмам, притупляют энергию несознательных влечений, которые прорываются обходными путями в виде невротических синдромов.
З. Фрейд обращал особое внимание на необходимость поиска причин межличностных конфликтов в сфере бессознательного .
Последователем З.Фрейда был основатель школы аналитической психологии швейцарский психолог Карл-Густав Юнг (1875-1961). Он выдвинул концепцию про существование коллективного бессознательного, а также предложил типологию характеров личности, которая в определенной степени объясняла поведение личности в конфликте. В ее основу он положил критерий различий по способу разрешения ими внутренних конфликтов. Согласно его классификации люди делятся на два основных психотипа: интроверты (обращенные внутрь себя люди, им присуща замкнутость, созерцательность) и экстраверты (в мышлении и поведении открыты для влияния).
Американский психолог Эрик Берн (1902-1970) разработал метод трансактного анализа. Он считал, что всех людей можно разделить по трем основным типам согласно состоянию, которое доминирует в их психике: «ребенок», «родитель» и «взрослый». Относящиеся к первому типу склонны к эмоциональному, спонтанному поведению; «родители» любят поучать, отличаются стереотипным мышлением; «взрослые» — прагматичны, рассудочны. Конфликты возникают, когда сталкиваются люди с однотипной психикой. [3]
Полезные статьи:
Австралия
Австралийские студенты имеют долгую историю участия в политических дебатах. Это особенно заметно в новых университетах, основанных в пригородных районах. В последние годы степень вовлечённости студентов в политику снизилась, а сами студен ...
Тип потребления постиндустриального общества
Постиндустриальное (другие названия - информационное, технотронное) общество начинает формироваться во второй половине XX в. Однако основные закономерности его функционирования пока не устоялись, и мы можем изучать только первоначальные т ...
Обоснование организации полевого исследования
Полевое исследование на тему «Влияние политики на межличностные отношения молодежи» было проведено путем анкетирования. Был введен анкетный опрос с анкетой, содержащей как открытые, так и закрытые вопросы. ...