Интегративные показатели жизненного плана безнадзорных подростков
Жизненный план является внешним коррелятом сложнейшего процесса овладения безнадзорным подростком своим внутренним миром, оформления его мировоззрения. Это определенная система приспособления к окружающей действительности, впервые осознаваемая ребенком в подростковом возрасте. Так как именно в этот период происходит «осязание» собственной индивидуальности, открытие «Я», установка на сознательное построение своей жизни, постоянное врастание в различные сферы общественной жизни. Параллельно с этим происходят психологические процессы самооценивания, формирования самоотношения.
Категория «жизненный план» безнадзорных несовершеннолетних в рамках проводимого нами исследования рассматривается как совокупность трёх основных составляющих:
Психолого-социальная. По отношению к безнадзорным несовершеннолетним профессиональное самоопределение выступает как активный долговременный процесс формирования личностью своего отношения к профессионально-трудовой сфере и способ его самореализации через согласование внутриличностных и социально- профессиональных потребностей с помощью самоанализа, самопознания и самоориентирования собственных способностей и ценностных ориентаций. В роли внутриличностных детерминирующих факторов профессионального самоопределения выступают: приоритетные интересы безнадзорного подростка в сфере профессионального становления, личностная направленность, темперамент, уровень эмпатии, тип акцентуации личности, стремление к риску в достижении целей, потребность аффилиации.
По результатам нашего исследования, в большинстве (89,7%) подростка имеют иждивенческие интересы («пусть другие работают, только не я »). При этом фактически отсутствует образ социально приемлемого трудового пути кого-нибудь из близких (родителей, родственников и т.д.)
Социальная. Социально-мотивационная направленность личности обездоленного подростка - динамический процесс формирования мотивов, которые обуславливают выбор жизненного пути, а также определяют возникновение, направление и способы осуществления конкретных форм профессиональной и иных видов деятельности в непосредственной зависимости от возрастных, социально- личностных характеристик безнадзорных несовершеннолетних.
Детерминирующее влияние на формирование социальной направленности безнадзорных несовершеннолетних подростков оказывает ведущий «мотивационный комплекс личности».
В процессе формирования социально направленных мотивов «внутренний фильтр» играет ведущую роль. Чем более зрелым в социальном плане является подросток, чем меньшее время он пробыл в уличной среде, с её «безвременным пространством», тем больше его устремлений направлено в будущее, тем больше у него формируется социально позитивных мотивационных установок, связанных с намечаемой жизненной перспективой.
По своему виду мотивы выбора жизненной перспективы можно разделить на три группы:
· общая мотивировка;
· ссылка на пример;
· немотивированный выбор.
Подавляющее большинство безнадзорных несовершеннолетних подростков осуществляют немотивированный выбор, что обусловлено неспособностью (ввиду различных психосоциальных обстоятельств) к планированию будущей жизни. В других же случаях, когда безнадзорные несовершеннолетние осуществляют, так или иначе, мотивированный выбор, более 50% из них делают это, ориентируясь на перспективу удовлетворения своих потребностей и получения материальной выгоды. Здесь прослеживается потребительское отношение к социальному окружению, государству, жизни в целом.
Индивидуально–психологическая. Ведущим показателем данной составляющей жизненного плана является самооценка как показатель сформированности представлений безнадзорных подростков о себе, их психологической готовности к определению социально - позитивного жизненного плана и его реализации.
На основании этого мы выделяем два основных приоритетных процесса, непосредственно зависящих от самооценки:
· самовоспитание;
· прогнозирование своей жизненной позиции.
В процессе исследования нами выделены характеристики трёх уровней адекватности самооценки обездоленного несовершеннолетнего:
Высокий уровень присущ тем безнадзорным несовершеннолетним, чья самооценка интересов, способностей, личных качеств полностью совпадает с оценкой родителей (или лиц их заменяющих), школьных учителей, воспитателей социально-реабилитационных центров и интернатов, специалистов по социальной работе и отчасти ближайшего социального окружения. Это подтверждается деятельностью с достигнутыми успехами подростка в различных видах занятий и организацией своего свободного времени. Высокая самооценка может быть и у криминально настроенного ребенка, когда одобряемый криминальными авторитетами, он подтверждает свою самооценку «результативностью и успехами», которые в кратчайшее время приводят его в колонии для несовершеннолетних.
Полезные статьи:
Способы подавления студенческих выступлений
Любое недовольство студентов, ранее воспринимавшееся как внутреннее дело того или иного вуза, ныне все чаще подлежит разбирательству государственных административных органов, деятельность которых имеет ярко выраженный антидемократический ...
Факторы взаимодействия человека и окружающих
Работа человека в организации представляет собой процесс постоянного взаимодействия с организационным окружением. По словам О.С. Виханского и А.И. Наумова, этот обоюдный процесс может быть болезненным для сторон. И возникновение напряжени ...
Современники первобытных людей
Пятьдесят тысяч лет тому назад человек относился к опасностям и возможностям, заключенным в окружающем мире, примерно так, как, по мнению некоторых специалистов но истории древнего мира, социологов и этнографов, к ним относятся представит ...