Формы проявления девиантного поведения у подростков
На формирование алкоголизма влияет несколько факторов, среди которых главные — наследственность, характер, индивидуальные свойства личности и особенности окружающей среды.
К факторам, способствующим алкоголизации, можно отнести низкий уровень материального положения и образования. Влияет и обычай непременного угощения со спиртным. Одним словом, программирование предпочтительного отношения к алкоголю как обязательному элементу любого праздничного застолья начинается с самого раннего возраста.
В процессе детских игр с «алкогольным содержанием» явственно проявляются аспекты оценки детьми роли и назначения алкоголя. Им нравятся прежде всего ритуалы, связанные с потреблением спиртного, вызывает интерес его опьяняющее действие. Ритуалы формируют у ребенка отношение к алкоголю как к ценности и ориентируют на его потребление. А опьяняющее действие спиртного воспринимается как факт положительный, дающий повод для необычных ощущений и форм поведения, непозволительных для трезвого человека. И тот и другой аспекты вызывают повышенный интерес к алкоголю. Так уже в первые годы жизни у ребенка закладывается модель будущего алкогольного поведения. Из этого следует, что развитию алкоголизма у подростков способствуют раннее приобщение к спиртному и формирование «алкогольного мышления».
Вторая причина пьянства подростков — усиленные притязания на взрослость. Потребление алкоголя представляется символом самостоятельности, мужества, средством самоутверждения.
Привлекательность спиртного усугубляется для подростков популяризацией алкоголепития в кино и телевизионных передачах. Социологи США утверждают, что для подростков, проводящих до 5 часов у телевизора, примеры пьющих кино- и телегероев — наиболее действенная форма вовлечения в пьянство. Ими подсчитано, что в самых популярных программах, идущих в Америке с 20 до 23.00, за каждый час показывают в среднем 7,02 случая употребления алкогольных напитков (безалкогольных только 3,33 случая). При этом положительные герои прикладываются к рюмке в 5 раз чаще отрицательных[3].
Еще одна причина подросткового алкоголизма — пример сверстников. У детей и подростков из неблагополучных (особенно неполных) семей, как правило, культура общения не развита. Отсутствие душевной близости с родителями, контактов с детьми из семей благополучных, некоммуникабельность приводят к поиску «уличной», «дворовой» компании, в которой обязательным элементом общения и времяпрепровождения является выпивка. В такой компании, часто неоднородной по возрасту, пьющие подростки имеют реальные возможности для самоутверждения, проникаются самоуважением, чего не в состоянии получить ни в семье, ни в школе.
В последние годы выявлена еще одна причина влечения подростков к алкоголю. Наблюдается она у детей, о благополучии которых чрезмерно заботятся близкие. Попытки оградить свое чадо от неизбежных забот и обязанностей приводят к формированию у подростка комплекса таких черт характера, как безволие, зависимость, безответственность, неподготовленность к жизни. Внешне это благополучные, тихие, смирные, легко подчиняющиеся воле взрослых дети и подростки. У них как бы «соглашательский» тип характера, аморфный, без яркой индивидуальности. Нежелание преодолевать возникающие в жизни трудности приводит к поиску легких путей решения проблем, к несопротивлению дурным влияниям. Потребление спиртного для молодых людей такого склада является наиболее простым и доступным (благодаря материальной обеспеченности родителей), хотя и иллюзорным выходом из грудных ситуаций. Они — продукт среды. В здоровом коллективе они могут стать хорошими людьми, учениками, работниками, а в компании антисоциальных подростков легко спиваются. Их будущее зависит от окружения, в котором им придется жить и работать.
Если человек страдает какой-то формой олигофрении, врожденным физическим или психическим заболеванием, то здесь алкоголь выступает как компенсирующий фактор, позволяющий якобы сгладить дефекты личности. Для молодежи алкоголь служит универсальным средством раскрепощения и преодоления застенчивости, некоммуникабельности, от которой страдают многие подростки.
Полезные статьи:

Впервые слово "социология", обозначающее область научного знания, было введено французским мыслителем Огюстом Контом.О. Конт считал, что социология должна рассматривать общество как некий, обладающий собственной структурой организм, каждый элемент которого должен исследоваться с точки зрения полезности для общественного блага.
Последние годы существования российского государства являют собой абсолютно уникальную историческую картину, подобной которой никогда не встречалось в истории русского общества. После разрушения Советского Союза в обществе не оказалось главенствующей идеологии – ни теистической, ни атеистической.
Правовое государство - это особая форма организации политической власти в гражданском обществе, при которой признаются и гарантируются естественные права человека, реально проводится разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, обеспечивается верховенство правового закона.
На современном этапе развития человечества формируется единая цивилизация на всей планете. Укоренение этой идеи в науке и общественном сознании способствовало осознанию глобализации процессов в современном мире.