Современная российская молодежь и молодежные организации как объект и субъект реализации государственной молодежной политики
С периода распада СССР и до недавнего времени со стороны государства и основных политических партий отсутствовал запрос на систематическое гражданско-политическое воспитание подрастающего поколения, формирование преемственности носителей определенной системы ценностей.
Следствием социально-экономической нестабильности и неопределенности 1990-х гг. стало дистанцирование части молодежи от политической жизни, рост аполитичности. Нынешнее молодое российское поколение очень неоднородно. Исследователи отмечают, что сложно выделить группу, ценности и практики которой являлись бы доминирующими.
Вместе с тем, специалисты считают, что можно выделить следующие условные «идеальные типы» жизненных стратегий молодежи, наиболее четко отраженные сегодня в СМИ, литературе, кинематографе – те, на которые реально молодежь ориентируется. Это три типа жизненных стратегий: 1) стратегии, ориентированные на достижение успеха в рамках социальных норм; 2) «размытые» стратегии; 3) протестные стратегии. [6]
Рассмотрим эти типы.
К первому специалисты относят следующие группы:
- «молодые профессионалы» - высокооплачиваемые наемные специалисты крупных российских и международных компаний, а также молодые владельцы бизнеса, которые радикально отличаются от своих предшественников 1990-х годов;
- «молодые бюрократы» - государственные и муниципальные служащие и участники молодежных политических организаций, ориентирующихся на власть;
- «золотая» («гламурная») молодежь» - стандарт задают дети представителей предпринимательских кругов, шоу-бизнеса, политиков, крупных чиновников, вошедших в элиту и сформировавших свои состояния в 1990-е гг.
Если говорить о формировании объединений или организаций из числа молодых людей, представляющих данные группы, то следует выделить вторую группу – «молодые бюрократы», поскольку жизненная стратегия первой и третьей групп, по нашему мнению, менее подвержена к формальным объединениям в силу, в основном, занятости в бизнесе и безразличия к политике. Наиболее известное и успешное среди молодежных проектов 2005 г. – молодежное демократическое антифашистское движение «Наши», участников которого можно отнести именно ко второй группе – «молодым бюрократам».
Почему молодые люди (в возрасте, в основном, 17-20 лет) пополняют ее ряды? Эксперты считают, что можно выявить несколько важных мотиваторов.[7]
Во-первых, это ориентация на индивидуальный успех - карьерный рост, обучение, доступ к материальным благам, самореализацию (движение своими задачами ставит «модернизацию правящей элиты», «смену у руля управления страной поколения пораженцев новым поколением лидеров»).
Во-вторых, близость организации к власти, чувство своей причастности к чему-то по-настоящему значимому (в данном случае к политике президента страны и его курсу), возможность «творить историю».
В-третьих, расширение круга своего общения, установка полезных в будущем дружеских и деловых контактов – своеобразного «трамплина», внешняя эффектность (массовые шествия, митинги, ношение унифицированных символов принадлежности к организации, внимание СМИ). «Наши» отличаются от других молодежных организаций тем, что сумели с самого начала заявить о себе как об успешной сетевой (а не централизованной, как принято во «взрослых» партиях), организации, в чем-то максималистской, но вызывающей интерес у молодых людей. С другой стороны, исследователями отмечается, что у «Наших» отсутствует четкая идеологическая позиция по ряду ключевых проблем, члены движения в большей степени ориентируются на его внешнюю эффектность и материальные блага, что может привести к сворачиванию проекта (как это уже случилось с движением «Идущие вместе»).
Подтверждением того, что антифашистское демократическое молодежное движение "Наши" действительно является «провластной» стала акция под названием «Связной президента». Эта акция посвящалась семилетию вступления в должность, теперь уже экс-президента, Владимира Путина. Перед началом акции «Наши» собрали многочисленный митинг в центре Москвы, на котором получили подробную установку и разъехались для проведения самой акции. Активисты движения предлагали всем гражданам, преимущественно молодежи, отправить бесплатную SMS в адрес президента. А те люди, которые пожелали оставить свой номер телефона получали sim-карту, по которой в дальнейшем могли получать информацию о проведении подобных акций и соответственно участвовать в них. По заявлению руководства движения, приняли участие 15 тысяч членов движения из 50 субъектов Федерации. Последнее подтверждает, что эта организация не централизованная, а сетевая.[8]
Полезные статьи:
Гендерная социализация
«Социализация» является одним из центральных понятий таких дисциплин, как социология, психология, политология. Хотя каждая из них вкладывает в это понятие особый смысл, в целом можно сказать, что под социализацией понимается совокупность ...
Современное общество
Современное общество можно назвать постиндустриальным обществом. Ученые выделяют такие его черты, как массовое распространение творческого, интеллектуального труда, качественно возросший объем научного знания и информации, применяемой в п ...
Традиции вопитания детей у языческих славян.
Слово “язычество” происходит от корня “языкъ”, что старославянском языке означает “народ, племя”. Например, “встанет языкъ на языкъ; да един ч(лове)къ оумьретъ за люди. а не вьсь языкъ погыбнетъ; въскую шяташя ся езыци; яко пр(оро)ка бо в ...