Человеколюбивое общество.
Вместе с тем в 1832г. была прекращена деятельность Ученого комитета Человеколюбивого общества; в 1855г. закрыто «Общество посещения бедных» (созданное в составе Человеколюбивого общества в 1846г.). В общем же правление Николая I оказывало негативное воздействие на общественную благотворительность — «администрация смотрела на нее подозрительно и тормозила ее начинания». Прибавлялось и то, что для открытия благотворительных обществ всегда требовалось Высочайшее соизволение, добиться которого в условиях усиления борьбы с «крамолой» и общего недоверия к обществу со стороны власти было затруднительно.
Во второй половине XIX в. деятельность Человеколюбивого общества расширилась, развиваясь по трем основным направлениям: 1) упорядочение работы Общества; 2) реорганизация действовавших благотворительных заведений; 3) открытие новых заведений и отделений Общества.
К мероприятиям по упорядочению работы Общества можно отнести следующие: учреждение специального Хозяйственно-технического комитета, в функции которого входили организация торгов, поиск выгодных подрядов и производственная деятельность; образование так называемых «кружечных комиссий» (в Петербурге и по линиям железных дорог) для сбора добровольных пожертвований; учреждение особого Учебного комитета для наблюдения за учебно-воспитательным процессом в своих заведениях. Кроме того, была восстановлена деятельность Ученого комитета.
В 1850-1860-е гг. в ведение Человеколюбивого общества перешли и некоторые благотворительные заведения Москвы, в том числе Московский попечительный комитет, Общество поощрения трудолюбия и Братолюбивое общество. Вместе с этими обществами было принято и обширное хозяйство: рукодельные школы, мастерские, больница, квартиры для бедных, школы для приходящих детей. В 1870гг. в Москве также были открыты кулинарная школа, народные столовые, школа портних, ремесленно-исправительный приют для девочек, устроены дешевые квартиры для престарелых гувернанток, организовано попечительство о недостаточных ученицах Московской консерватории. В начале 1880-х гг. основаны дом воспитания военных, сирот и «Убежище для у вечных воинов».
Открылись новые отделения Общества в провинции (Казани, Воронеже, Уфе, Костроме, Угличе, Скопине [ныне Рязанская область], Пензе и др.). В недрах Общества велись работы по благотворительной тематике и в 1887г. увидело свет семитомное издание «Сборник сведений по вопросам общественной и частной благотворительности».
К началу 1900-х гг. Человеколюбивое общество превратилось в весьма разветвленную структуру, включавшую в себя различные типы благотворительных заведений. Отделения Общества имелись в двух столицах и в 25 провинциальных городах и местечках. Насчитывалось до 200 заведений Общества (в том числе: 57 учебно-воспитательных заведений для сирот и детей; бедных родителей (на 5500 мест); 63 богадельни (на 2000 мест); 32 дома бесплатных и дешевых квартир (на 2500 мест); 7 народных столовых (на 2500 обедов в день); 6 домов трудолюбия (на 1000 человек); 26 комитетов, оказывавших временную помощь бедным; 19 больниц и лечебниц).
Ежегодно Общество расходовало на благотворительные цели до 1,5 млн рублей. Источниками средств являлись как частные пожертвования, взносы сотрудников Общества и императорской семьи, так и проценты с капиталов и доходы с недвижимой собственности (последняя на начало 1897г. оценивалась в 10,4 млн рублей). Членов Общества (от попечителей, почетных и действительных членов до воспитателей, преподавателей, врачей и др.) насчитывалось около 4,5 тыс. человек.
Во второй половине XIX в. нарастал процесс постепенного «огосударствления» Общества. С 1897г. работа в Обществе стала приравниваться к государственной службе и сочетаться с обычной чиновной службой по «Табели о рангах», вплоть до V класса включительно. Чиновникам Общества отныне полагались государственные пенсии и льготы. В том же году был учрежден особый наградной знак Императорского Человеколюбивого Общества.
Полезные статьи:

Впервые слово "социология", обозначающее область научного знания, было введено французским мыслителем Огюстом Контом.О. Конт считал, что социология должна рассматривать общество как некий, обладающий собственной структурой организм, каждый элемент которого должен исследоваться с точки зрения полезности для общественного блага.
Последние годы существования российского государства являют собой абсолютно уникальную историческую картину, подобной которой никогда не встречалось в истории русского общества. После разрушения Советского Союза в обществе не оказалось главенствующей идеологии – ни теистической, ни атеистической.
Правовое государство - это особая форма организации политической власти в гражданском обществе, при которой признаются и гарантируются естественные права человека, реально проводится разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, обеспечивается верховенство правового закона.
На современном этапе развития человечества формируется единая цивилизация на всей планете. Укоренение этой идеи в науке и общественном сознании способствовало осознанию глобализации процессов в современном мире.