Социальные перемены в городе в ХХ веке
Двадцатое столетие осуществило революции во всех сферах человеческой деятельности: как политической, экономической, так и социальной. Коренным образом изменились не только условия жизни людей, но и идеологическая основа. Прежде всего, начало советской власти ассоциируется с разрушением многовековой русской культуры: начинаются гонения на православную веру, которые по жестокости можно сравнить только с первыми веками существования христианства. Насильственным образом из сознания русского народа вытесняется духовная основа и заменяется принятой партией идеологией. В этих условиях проявляются черты городской и деревенской культур в необычном свете. Город, легко принимающий нововведения, быстро перестраивает культурную жизнь под требования советского правительства. Деревня, напротив, удивительно долго сохраняет традиционную православную культуру. Деревенское население очень болезненно реагирует на попытки внедрения искусственно созданной идеологии и по-прежнему, тайно или явно, исповедует привычные ценности. Мы видим, как недостатки существования деревенского населения – инертность, консервативность – становятся его преимуществами на переломных исторических этапах.
Согласно планам советского руководства, внедрению новой идеологии должно было способствовать изменение внешнего облика среды человеческого обитания. Разумеется, это в первую очередь проявилось в облике городов. Причем, эти изменения происходили не столько конструктивным, сколько деструктивным образом. Сначала необходимо было разрушить прежнюю основу жизни общества, а именно – разрушить храмы и монастыри, монастырские помещения переоборудовать под бытовые, засыпать святые источники, сделать невозможным доступ к святым местам. На фундаменте этих разрушений сроилось сознание нового социалистического общества, в котором сложилась традиция переименовывать города и городские объекты в честь общественных деятелей, создававших новую идеологию. Позднее это вылилось во многие недоразумения, связанные с разными именами одного объекта, как, например, до сих пор смешиваются названия Санкт-Петербург и Ленинград.
Таким образом, общественные перемены двадцатого столетия отражались на существовании русских городов. Советская власть просуществовала относительно недолго, но успела оказать значительное влияние на общественную жизнь. Последствия этих перемен мы наблюдаем и пытаемся разрешить в настоящее время.
Полезные статьи:

Впервые слово "социология", обозначающее область научного знания, было введено французским мыслителем Огюстом Контом.О. Конт считал, что социология должна рассматривать общество как некий, обладающий собственной структурой организм, каждый элемент которого должен исследоваться с точки зрения полезности для общественного блага.
Последние годы существования российского государства являют собой абсолютно уникальную историческую картину, подобной которой никогда не встречалось в истории русского общества. После разрушения Советского Союза в обществе не оказалось главенствующей идеологии – ни теистической, ни атеистической.
Правовое государство - это особая форма организации политической власти в гражданском обществе, при которой признаются и гарантируются естественные права человека, реально проводится разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, обеспечивается верховенство правового закона.
На современном этапе развития человечества формируется единая цивилизация на всей планете. Укоренение этой идеи в науке и общественном сознании способствовало осознанию глобализации процессов в современном мире.