Современый этап развития системы российского образования
Для современного этапа развития российской системы образования характерно развитие интеграционных процессов в образовании на всех уровнях интеграции с отражением социально-культурных особенностей России. В современной России содержание образования определяется той целевой установкой, которая заложена в Законе Российской Федерации «Об образовании» (11).
«Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создания условий для её самореализации; развитие общества; укрепление и совершенствование правового государства.
Содержание образования должно обеспечивать адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества; формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы картины мира; интеграцию личности и национальную и мировую культуру; формирование человека и гражданина, интегрированное в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества; воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.
Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений»(8, 11, 13).
Различают содержание общего и профессионального образования. Содержание общего образования
способствует формированию общей культуры личности. Содержание профессионального образования
даёт человеку знания и умения, необходимые в конкретной области деятельности.
Принципы,
на которые принято ориентироваться при отборе содержания общего образования:
принцип соответствия содержания образования требованиям развития общества, принцип единой содержательной и процессуальной сторон обучения, принцип структурного единства содержания образования, принцип гуманизации и фундаментализации содержания общего образования
Изложенные принципы, предъявляемые к содержанию образования в школе, обеспечивают всесторонний учёт потребностей общества в подготовке образованных и гармонично развитых граждан. В педагогической науке разработана система критериев отбора
содержания образования, изучаемого в школе (Ю.К.Бабанский, И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин):
· целостное отражение в содержании общего образования задач гармоничного развития личности и формирования её базовой культуры;
· научная и практическая значимость содержания образовательного материала, включаемого в учебные предметы и общественную практику;
· соответствие сложности содержания образовательного материала реальным учебным возможностям учащихся того или иного возраста;
· соответствие объёма содержания материала имеющемуся времени на его изучение;
· учёт международного опыта построения содержания общего среднего образования;
· соответствие содержания общего образования имеющейся учебно-методической и материальной базе современной школы(18, 21, 22).
Цели и задачи школьного образования определяют его содержание: солидные базовые знания по родному языку и литературе, математике, естественным наукам, двум и более иностранным языкам, гражданское образование.
Исследование интеграционных процессов показало, что эти процессы обусловлены, прежде всего, экономической и политической интеграцией стран. Интеграционные процессы в образовании становятся движущей силой общественного развития, имея свои закономерности: зависимость интенсивности интеграционных процессов от развития образовательной политики; вовлечение в интеграционные процессы не только субъектов системы образования, но и общественности; создание образовательной среды, открытой к межкультурному взаимодействию.
Полезные статьи:

Впервые слово "социология", обозначающее область научного знания, было введено французским мыслителем Огюстом Контом.О. Конт считал, что социология должна рассматривать общество как некий, обладающий собственной структурой организм, каждый элемент которого должен исследоваться с точки зрения полезности для общественного блага.
Последние годы существования российского государства являют собой абсолютно уникальную историческую картину, подобной которой никогда не встречалось в истории русского общества. После разрушения Советского Союза в обществе не оказалось главенствующей идеологии – ни теистической, ни атеистической.
Правовое государство - это особая форма организации политической власти в гражданском обществе, при которой признаются и гарантируются естественные права человека, реально проводится разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, обеспечивается верховенство правового закона.
На современном этапе развития человечества формируется единая цивилизация на всей планете. Укоренение этой идеи в науке и общественном сознании способствовало осознанию глобализации процессов в современном мире.