Психологическая социология конца XIX - начала XX в.
В конце 19 в. в социологии усиливается психологическая тенденция. Потребность в обращении к психологической стороне социальных явлений возникает и в других социальных науках: истории, философии, политической экономии, этики, эстетики, правоведении и других дисциплинах. Усилению психологической тенденции в социологии способствовал кризис биолого-натуралистических тенденций. Основатель социологии Огюст Конт признавал важность влияния психологического фактора на общественную жизнь, однако в то время (в первой половине 19 в), когда О. Конт писал свои труды, психологическая наука была слабо развита. Этим объясняется тот факт, что Конт пропустил психологию в своей классификации наук. В науках о человеке, в том числе и социологии, был длительный период господства биологии.
Идея сведения социального к психологическому не была, конечно, новой. На "универсальные законы психологии" и "свойства человеческой природы" ссылались и Локк, и Юм, и французские просветители, и английские утилитаристы. Милль в полемике с Контом утверждал, что все социальные законы сводятся к "законам индивидуальной человеческой природы". "Соединяясь в общество, люди не превращаются в нечто другое, обладающее другими свойствами . В общественной жизни люди обладают лишь такими свойствами, которые вытекают из законов природы отдельного человека и могут быть к ним сведены". Поэтому социология как наука "о действиях масс людей и о различных явлениях, составляющих общественную жизнь", имеет своей основой психологию.
Сложные общественные явления ученые пытались объяснить, используя аналогии между явлениями биологическими и социальными. В конце Х1Х века идущий от Спенсера биологический редукционизм начал обнаруживать свою недостаточность и стал все чаще подвергаться критике со стороны представителей позитивизма. В поисках новых подходов биологический редукционизм пытаются смягчить, а затем заменить редукционизмом психологическим. Все это свидетельствует о том, что в процессе поисков новых подходов к социальным явлениям происходило уточнение предмета социологии.
Необходимость обращения к психологии стала осознаваться представителями разных философских и научных направлений задолго до того, когда психологизм как тенденция приобрела всеобъемлющий характер в общественных науках. В 19 столетии в Германии получает развитие особая область научного знания, известная как психология народов. В. Вундтом был издан 10-томный труд, посвященный этой теме. Немецкие ученые М. Лацарус и Г. Штейнталь, известные своими трудами в этой области, объявили "психологию народов" наукой, которая должна лечь в основу социологии. По их представлениям общественные науки нуждаются в обосновании природы социальной жизни как психического процесса, несводимого к сумме отдельных человеческих психик.
Работы Лацаруса и Штейнталя оказали большое влияние на развитие психологических исследований в социологии. У Михайловского, Кареева и других социологов можно встретить ссылки на труды немецких ученых-теоретиков (психологии народов). Так, Н.И. Кареев признавал, что мысль о необходимости основания социологии на психологии коллективной была ему подсказана еще так называемой "психологией народов" германских ученых Лацаруса и Штейнталя. Под влиянием Лацаруса и Штейнталя свои исследования в области психологии народов проводил также В. Вундт, который рассматривал содержание языка, мифов, обычаев, традиций, нравов с точки зрения выражения в них сверхиндивидуального явления - (души народа). Это научное направление отличалось односторонним характером и узостью, поскольку, как отмечал Н.И. Кареев, психология народов изучает не процессы психического взаимодействия, а лишь их результаты в виде языка, мифологии, поэзии, религии и т.п.
Полезные статьи:

Впервые слово "социология", обозначающее область научного знания, было введено французским мыслителем Огюстом Контом.О. Конт считал, что социология должна рассматривать общество как некий, обладающий собственной структурой организм, каждый элемент которого должен исследоваться с точки зрения полезности для общественного блага.
Последние годы существования российского государства являют собой абсолютно уникальную историческую картину, подобной которой никогда не встречалось в истории русского общества. После разрушения Советского Союза в обществе не оказалось главенствующей идеологии – ни теистической, ни атеистической.
Правовое государство - это особая форма организации политической власти в гражданском обществе, при которой признаются и гарантируются естественные права человека, реально проводится разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, обеспечивается верховенство правового закона.
На современном этапе развития человечества формируется единая цивилизация на всей планете. Укоренение этой идеи в науке и общественном сознании способствовало осознанию глобализации процессов в современном мире.