Становление и развитие системы попечения над детьми (XVII – н. XX в.в.)
Активнее действовали мещанские училища в Москве. В них получали приют сироты, которым давалось «приличное мещанскому сословию образование». [4, стр. 118-120]. Многие годы попечителем этих училищ был С.М. Третьяков.
Одним из самых крупных добровольных благотворительных обществ середины 19 века был Совет детских приютов, создавший приюты во всех районах Москвы. В них были организованы уход и воспитание детей работающих родителей. После освоения общего учебного курса по программе начальных городских училищ выпускники продолжали учение в ремесленных училищах.
Большую работу по призрению сирот и детей бедных осуществляло Общество попечения о неимущих и нуждающихся в защите детях. Общество создавало ясли, приюты, начальные школы, ремесленные и другие профессиональные училища, а также издавало журнал «Детская помощь».
В середине 19 века существовало около полутора десятка общероссийских благотворительных организаций. В конце века только Ведомству учреждений императрицы Марии помимо двух воспитательных домов в Москве и Петербурге принадлежало более 300 приютов, яслей и школ, около 150 заведений учебного характера и 4 учебно-лечебных заведения.
Немало учебно-воспитательных учреждений появилось в России благодаря частной инициативе. Только одному из более известных благотворителей этого времени принцу П.Г. Ольденбургскому были обязаны своим возникновением и развитием около 500 благотворительных заведений. Среди них большой известностью пользовался «Детский приют принца П.Г. Ольденбургского» в Петербурге.
Перечень примеров участия общественности и частных лиц в воспитании и образовании детей можно продолжить и далее. Важно другое: все они стремились воспитывать достойных граждан. Постепенно складывался определенный опыт организации учебно-воспитательного процесса в детских учреждениях. Обучение в детских приютах осуществлялось в соответствии с рекомендациями Министерства народного просвещения. Кроме изучения Закона Божьего, русского языка и арифметики дети обучались чистописанию, черчению, гимнастике и хоровому пению. В санкт-петербургских и московских приютах за правильностью обучения детей наблюдали инспектора по учебной части. Няни готовились в специально созданном в 1848 г. училище при воспитательном доме в Санкт-Петербурге. В нем кроме общеобразовательных предметов преподавались и специальные (анатомия и физиология, педагогика). Подготовка смотрительниц и их помощниц проводилась непосредственно в приютах Петербурга.
Следует отметить довольно гуманные методы воспитания в детских приютах. Здесь запрещались телесные наказания и использовались такие методы, как порицание, разъяснение неправильности действий. В качестве крайней меры объявлялся выговор. Содержание и формы воспитательной работы были разнообразными: использовались игры, посиделки, рыбалка, участие в хоре и т.д. Дети дежурили по кухне, убирали комнаты, стирали белье, занимались рукоделием, работали в приютских огородах и садах, обучались ремеслам. Таким образом, широко использовалось самообслуживание и профессиональное обучение, с помощью которых детей готовили к будущей самостоятельной жизни.
В целом, такие учебные воспитательные заведения, как приюты для детей бедных родителей и сирот, обеспечивали в 19 веке бесплатное первоначальное образование и воспитание, готовили детей к получению ремесленного и специального образования [4, стр. 118-120].
Теперь более подробно остановимся на том, как развивалось попечение над детьми в Беларуси.
В числе первых городов Беларуси, в которых открывались детские приюты, были Витебск, Вильно, Дрисса, Минск, Могилев. К 1903 г. на Беларуси было 29 таких заведений. Определенные сведения о них дает таблица 1.
Таблица 1. Количество приютов на Беларуси
|
Название губернии |
Всего приютов |
В т.ч. в уездах |
Призревалось детей |
Время открытия приютов | |||||
|
всего |
Мальч. |
% |
Девоч. |
До 19 в. |
Перв. Пол. 19 в. |
Втор. Пол. 19 в. | |||
|
Виленская |
6 |
1 |
398 |
155 |
39,0 |
243 |
- |
2 |
4 |
|
Витебская |
6 |
1 |
353 |
77 |
21,8 |
276 |
- |
1 |
5 |
|
Гродненская |
4 |
2 |
133 |
92 |
69,2 |
41 |
- |
1 |
3 |
|
Минская |
5 |
1 |
203 |
131 |
64,5 |
72 |
- |
2 |
3 |
|
Могилевская |
8 |
4 |
239 |
123 |
51,5 |
116 |
- |
3 |
5 |
|
Итого |
29 |
9 |
1326 |
578 |
43,6 |
748 |
- |
9 |
20 |
Полезные статьи:

Впервые слово "социология", обозначающее область научного знания, было введено французским мыслителем Огюстом Контом.О. Конт считал, что социология должна рассматривать общество как некий, обладающий собственной структурой организм, каждый элемент которого должен исследоваться с точки зрения полезности для общественного блага.
Последние годы существования российского государства являют собой абсолютно уникальную историческую картину, подобной которой никогда не встречалось в истории русского общества. После разрушения Советского Союза в обществе не оказалось главенствующей идеологии – ни теистической, ни атеистической.
Правовое государство - это особая форма организации политической власти в гражданском обществе, при которой признаются и гарантируются естественные права человека, реально проводится разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, обеспечивается верховенство правового закона.
На современном этапе развития человечества формируется единая цивилизация на всей планете. Укоренение этой идеи в науке и общественном сознании способствовало осознанию глобализации процессов в современном мире.