Причины возникновения и методы управления конфликтами
Как было отмечено выше, усилия по разрешению конфликта могут прилагать не только непосредственно втянутые в него лица, но и своего рода люди со стороны - посредники. А им иногда удается сделать гораздо больше, чем представителям конфронтующих сторон. Оказывается, для разрешения конфликтной ситуации наличие посредника чрезвычайно важно скорее всего в психологическом плане, поскольку позволяет участникам конфликта, несмотря на взаимные уступки «сохранить лицо»[22]. Существует зависимость между уступками, делаемыми человеком другим людям, и его представлении о себе как о «сильной личности»[23].
Эффект такой зависимости удается, однако, нейтрализовать, если в процесс разрешения конфликта включается посредник. В этом случае возникает любопытная в психологическом отношении ситуация: при необходимости уступок стороны идут на них, адресуясь не друг к другу, а к третьей стороне. Именно ей как бы делается «одолжение» в ответ на соответствующую просьбу об уступке (обычно в форме совета, рекомендации), но отнюдь не противной стороне. Таким образом часто психологические шаги противоборствующих сторон, участников конфликта, навстречу посреднику означают не уступку ему, а скорее декларацию готовности сотрудничать с ним (а следовательно и с друг другом) в решении общей проблемы, следуя при этом некоторым «правилам игры».
В интересах эффективного функционирования коллектива руководителю не следует втягиваться во всевозможные внутриколлективные конфликты, принимая точку зрения той или другой стороны.
Разумнее всего ему находиться как бы «над схваткой». Однако не в позиции стороннего наблюдателя, что делает организационный процесс неуправляемым, а в качестве лица, заинтересованного в нормализации возникших межличностных осложнений, пытающегося влиять на происходящие процессы.
Для этого весьма подходящей является роль посредника. Кроме того, успешная реализация посреднической функции повысит его психологический авторитет, что немаловажно в повседневной управленческой деятельности.
Полезные статьи:
Методическое заключение
Восприятие респондентом процедуры опроса:
Не смотря на то, что интервью происходило в рамках научного исследования, респонденты относились к нему с недостаточной серьезностью, хотя весьма внимательно отвечали на вопросы, вступали в конта ...
Бюрократизм как общественное явление: типология и
сущность
Для того чтобы иметь более четкое представление что такое бюрократизм, необходимо дать его полное определение.
Бюрократизм (по Г.С. Яковлеву)[1] это:
1. Концентрация в своекорыстных целях реальных рычагов власти, организационно-исполнит ...
Реализация зарубежных программ льготного стоматологического обслуживания
детей с ограниченными возможностями на территории Российской Федерации
Последние 15 лет отечественная стоматология готовилась к тому, чтобы лишиться государственного финансирования. И она стала одной из первых медицинских отраслей, которая вынуждена была начать жить по законам рынка.
Сегодня даже обычным ст ...