Влияние СМИ и рекламы на модное поведение студенчества
Однако на этом дискуссия о роли СМИ не закончилась. Отметим в этой связи исследования Д.П. Робинсона, Т. Гитлина, Ноле-Ньюмана, М. Маккомбса и Д. Шоу и У. Шрама, высказавшие критические замечания в адрес концепции «минимального воздействия». Наиболее радикальную позицию в этом вопросе занял Ж. Бодрийяр, заявивший, что «теории медиа не существует», а сама «”революция медиа” остается эмпирической и мистической».
Правомерно поставить вопрос: в чем специфика влияния СМИ по сравнению с другими средствами массовой коммуникации (например, средствами массового воздействия или техническими средствами коммуникации)?
Во-первых, в средствах массового воздействия отсутствует регулярность обращения к аудитории; во-вторых, технические средства коммуникации (например, телефон) не имеют массового охвата аудитории, и передаваемая информация может носить сугубо личный характер, не связанный с социально значимыми реалиями.
Растущему влиянию СМИ на мировоззренческие ориентации и стандарты поведения индивидов в обществе способствуют такие его характеристики, как:
- вездесущность СМИ – способность находиться всюду, «заменять» собою иные виды информации об окружении;
- кумуляция сообщений – частое повторение одних и тех же сообщений приводит к тому, что с течением времени воздействие сообщения усиливается;
- отсутствие обратной связи со стороны аудитории (Ж. Бодрийяр);
- реклама в СМИ зачастую не осознается потребителями, кроме информационной составляющей. Об этом же пишет Н. Луман, подчеркивая, что сегодня «…мотивы воспринимающего рекламу становятся неузнаваемыми. В этом случае он понимает, что речь идет о рекламе, но не осознает, как она на него влияет. Ему внушается мысль о свободе решения».
Через СМИ происходит процесс «культурной гомогенизации», в ходе которого сходные вкусы и формы культурного потребления распространяются как в привилегированных, так и мало обеспеченных слоях населения. Масс-медиа служат как носителями культуры, так и средствами манипуляции. Способность быстрого и тотального охвата самых широких аудиторий превращает СМИ в важнейший фактор, трансформирующий всю систему духовного производства.
Заметим, что не просто развитие средств массовых информаций, в первую очередь телевидения, а их включение в социодинамику культуры произвело такой переворот. Телевидение стало во многом главным культурным пространством.
Обратимся к анализу результатов исследования мнения самих студентов о роли СМИ в жизни современной студенческой молодежи, проведенного в феврале 2004 г. В общей сложности в опросе приняло участие 150 человек в возрасте от 18 до 20 лет. Данные, полученные методом анкетного опроса на психологических факультетах двух вузов Москвы: МГУ, МПГУ, позволяют заявить следующее.
В целом, СМИ вполне доверяют 58 % респондентов, т.е. большинство. Достаточно высокая степень доверия была выражена телевидению (53,3 %) и радио (49,3 %). Большая часть респондентов не смогла однозначно ответить на вопрос о доброкачественности информации, содержащейся в интернете (табл. 2.5).
Таблица 2.5
Степень доверия студентов к СМИ (в %)
(2004 г.)
Источник информации |
Вполне доверяю |
Не доверяю |
Затрудняюсь ответить |
Телевидение |
53,3 |
16,7 |
30 |
Радио |
49,3 |
22 |
28,7 |
Интернет |
39,3 |
18 |
42,7 |
Печатные издания |
30 |
31,3 |
38,7 |
Полезные статьи:
Китай
В 1919 г. 3000 студентов Пекинского университета и из других вузов собрались на площади Тяньаньмэнь, положив начало «Движению 4 мая» как важному этапу демократической революции в Китае. Демонстрации на площади Тяньанмэнь в 1989 г. была ор ...
Расчет показателей вариации
Рассчитаем коэффициент вариации, среднеквадратического отклонения и проверим ряд на аномальные наблюдения. Для этого заполним следующую таблицу.
Таблица 1
t
Месяц
y
(y-yср)
(y-yср)2
1
янв
365
28,13
791,02 ...
Рекомендации по взаимодействию специалистов по социальной работе и клиентов
в МУ КЦСООН г. Харовск
На основании сделанных нами выводов мы предлагаем ряд рекомендаций, которые будут ориентированы на построение субъект-субъектных отношений между специалистом по социальной работе и клиентом.
1. Уместно использовать развитие личностных ре ...