Связь образования и культуры общества
Связь образования и культуры является наиболее прочной, уже самые ранние стадии становления института образования связаны с культом, ритуалом: культура требовала постоянного воспроизводства. Одним из основных принципов существования и развития образования является «культуросообразность». Этот принцип пришел на смену выдвинутому чешским педагогом Я.А. Коменским положению «природосообразности» обучения. Как полагал Я.А. Коменский, учиться можно легко, только «идя по стопам природы», в соответствии с чем и были сформулированы основные постулаты обучения, отражающие принципиальные законы природы и человека как ее части[3]. Принцип «культуросообразности» сформулирован А. Дистервегом: «Обучай культуросообразно!», т. е. в контексте культуры, ориентируясь на ее характер и ценности, на освоение достижений и воспроизводство, на принятие социокультурных норм и включение человека в их дальнейшее развитие.
Известный этнограф М. Мид по этому основанию выделяет три типа культуры:
- постфигуративную;
- кофигуративную;
- префигуративную.
При постфигуративной культуре (примитивные общества, маленькие религиозные сообщества и т. д.) дети, прежде всего, учатся у своих предшественников, и взрослые не могут вообразить себе никаких перемен и потому передают своим потомкам лишь чувство неизменной «преемственности жизни». Прожитое взрослыми — это «схема будущего для их детей». Этот тип культуры тысячелетиями характеризовал человеческие сообщества вплоть до начала цивилизации. Проявление этого типа культуры встречается и в наше время в диаспорах, сектах, диких племенах.
Кофигуративный тип культуры предполагает, что и дети, и взрослые учатся у сверстников. Однако этот тип культуры включает в себя постфигуративную систему в смысле следования более авторитетным людям в нормах, поведении и т. д. В чистом виде кофигуративная культура может проявляться в сообществе, которое остается без старших. На примере анализа жизни иммигрантов в США, Канаде, Австралии, Израиле М. Мид показывает, что новые условия жизни требуют новых методов воспитания. В этих условиях возникает ситуация объединения сверстников, идентификации со сверстником — ситуация, когда референтными, значимыми для подростка, являются не взрослые, не родители, а именно сверстники.
Префигуративная культура, «где взрослые учатся также у своих детей», отражает то время, в котором мы живем, отмечает М. Мид. Это культура, которую предвидят, это мир, который будет. Образование должно подготовить детей к новому, сохраняя и преемствуя то ценное, что было в прошлом, ибо связь поколений есть история цивилизации[4].
Очевидно, что разные подходы к проблеме внутренней связи культуры (её типов, парадигм, тенденций) и образования вскрывают накопившиеся в истории цивилизации противоречия между сложившимся «образовательным» стереотипом общественного сознания и накапливаемыми человечеством знаниями о ребенке, детстве и его мире. Современное образование характеризуется поиском решения этого противоречия.
Полезные статьи:

Впервые слово "социология", обозначающее область научного знания, было введено французским мыслителем Огюстом Контом.О. Конт считал, что социология должна рассматривать общество как некий, обладающий собственной структурой организм, каждый элемент которого должен исследоваться с точки зрения полезности для общественного блага.
Последние годы существования российского государства являют собой абсолютно уникальную историческую картину, подобной которой никогда не встречалось в истории русского общества. После разрушения Советского Союза в обществе не оказалось главенствующей идеологии – ни теистической, ни атеистической.
Правовое государство - это особая форма организации политической власти в гражданском обществе, при которой признаются и гарантируются естественные права человека, реально проводится разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, обеспечивается верховенство правового закона.
На современном этапе развития человечества формируется единая цивилизация на всей планете. Укоренение этой идеи в науке и общественном сознании способствовало осознанию глобализации процессов в современном мире.