Социализация как социокультурное явление
Социализация — это процесс, посредством которого индивидом усваиваются нормы его группы таким образом, что через формирование собственного «Я» проявляется уникальность данного индивида как личности, процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе.
Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни. В процессе социализации принимает участие все окружение индивида: семья, соседи, друзья, сверстники в школе, средства массовой информации и т. д.
Психолог Р. Гарольд предложил теорию, в которой социализация взрослых рассматривается не как продолжение детской социализации, а как процесс, в котором изживаются психологические приметы детства: отказ от детских мифов.
Социогенетический подход старается объяснить особенности личности, исходя из структуры общества, способов социализации, взаимоотношений с окружающими людьми.
Так, согласно теории социализации, человек, рождаясь биологической особью, становится личностью лишь благодаря воздействию социальных условий жизни[1].
Другая теория в рамках этого подхода, теория научения, считает жизнь личности, ее отношения результатом подкрепляемого научения, усвоения суммы знаний и навыков (Э. Торндайк, Б. Скинер и др.).
Теория ролей, в свою очередь, исходит из того, что общество предлагает каждому человеку набор устойчивых способов поведения (ролей), определяемых его статусом. Эти роли накладывают отпечаток на характер поведения личности, ее отношения с другими людьми (У. Доллард, К. Левин и др.). Отечественная психология выделяет следующие факторы, влияющие на социализацию личности:
1.макрофакторы – страна, государство, общество, культура;
2.микрофакторы – семья, микросоциум, институты воспитания, религиозные организации;
3.мезофакторы – этнос, региональные условия, тип поселения, СМИ[2].
Социальное развитие – процесс социализации человека, освоение им социальных норм и правил поведения, общения и взаимодействия.
Полезные статьи:
Результаты диагностики
Методика Р. Жиля
Уровень социальной адаптации дошкольников
Типы детско-родительских отношений
[1]
Смирнова Е.О., Быкова М.В. Структура и динамика родительского отношения // Вопросы психологии. – 1999. – № 6. – С. 29 – 35.
[2]
...
Типология социологических
исследований
Можно выделить три основных типа социологических исследований:
разведывательное, или пилотажное;
описательное;
аналитическое.
Разведывательное охватывает небольшие совокупности, основывается на упрощенной пр ...
Период церковно – государственной помощи- с 14в. по вторую половину 17в.
Парадигма помощи и поддержки в XIV — первой половине XVII в. существенно изменяется. Для этого времени характерны три формы поддержки и щиты нуждающихся:
1) монастырская система помощи,
2) государственная система защиты (она вырастает и ...