Постиндустриация как проект будущего
Родоначальник концепции постиндустриализма Даниел Белл уже в начале 70-х годов указал на определяющие черты складывающегося нового общественного устройства. Если в до-индустриальную эпоху главным производственным ресурсом была мускульная сила, в индустриальную - машинная техника, то на постиндустриальной стадии таким ресурсом становятся знание, интеллект. Целью оказывается не количество произведенных благ, а их качество и -шире - качество жизни. Человеческая деятельность все более обретает духовное измерение. Физический труд уступает место умственному. Рутинные рабочие функции сменяются творческими. Не "салариат" (наемные работники), а "когнитариат" - ученые, инженеры, специалисты, достаточно независимые благодаря своему интеллектуальному уровню, - становятся лидерами общества и творцами перманентных технологических новаций.
Действительно, последняя четверть века явила невиданный технологический взлет, превосходящий, быть может, феномен промышленной революции. Нынешнему молодому поколению даже жизнь их дедушек и бабушек полвека назад представляется чем-то вроде средних веков. Сейчас в мировом производстве действуют уже сотни тысяч промышленных роботов, автоматизируются многие отрасли индустрии. Биотехнология обещает кардинальную революцию в сельскохозяйственном производстве, к достижениям аэрокосмической техники уже привыкли, после полета человека на Луну, недалек день его высадки на Марсе.
В первой книге Д. Белла о постиндустриальном обществе слово "компьютер" употребляется всего три-четыре раза. Тем не менее там уже указано на компьютер как на главное ору-дие "интеллектуальных технологий". Сегодня нелегко даже просто перечислить те сферы деятельности, которые охвачены компьютерным программированием и обслуживанием, и те масштабные изменения, которые они с собой принесли. Например, компьютерное проектиро-вание, которое сделало ненужным ватманы, деревянные макеты, пробы в металле. Точно также возможность быстрого перепрограммирования производства привела к существенному по-вышению его гибкости, приспособляемости к потребительскому рынку. По некоторым оцен-кам, современное массовое производство в развитых странах составляет уже не более третивсей продукции, остальное приходится на мелкосерийные изделия (от 10 до 2000 штук), сори-ентированные на вкусы того или иного контингента покупателей, причем значительно сокра-щается цикл изготовления.
Фантастичен прогресс компьютерных и телекоммуникационных сетей. Четверть века назад система спутниковой связи (ИНТЕЛCAT) принимала 240 одновременных разговоров через Атлантику. Сегодня - 120 тыс., причем стоимость разговора упала в 10 раз. Аналогична международная финансовая коммуникационная система (СВИРТ), где более 200 тыс. мониторов связывают между собой 2 тыс. банков из 50 стран, в том числе России. Продолжает расти практически бесконечный "Интернет". Любой обладатель персонального компьютера уже сегодня может пуститься в плавание по международным водам информации и общения.
Сдвиг к интеллектуализации труда налицо. Уже в середине 80-х годов в компании "Дженерал электрик" лишь 40% персонала было занято непосредственно в материальном производстве, a остальные в обслуживающих сферах (НИОКР, информационные операции, маркетинг и пр.). Сейчас же на одно рабочее место в машинно-ручном производстве нередко приходится 3-4 и более мест "умственного" труда.
Социологи уже фиксируют складывание "киберкратии" - своего рода "социального интеллекта", который становится главной характеристикой информационного общества. "Социальный интеллект" реализуется через сетевую структуру связей; информационное поле, создаваемое средствами электронной коммуникации; социальную память, хранимую в базах данных; интеллектуальную элиту, продуцирующую новые идеи; широкий слой специалистов, обладающих компьютерной грамотностью; "интеллектуальный рынок", обмен идеями и информацией. Все это обеспечивает непрерывную циркуляцию интеллектуального общения в пространстве культуры, производства и общественной жизни*.
Полезные статьи:

Впервые слово "социология", обозначающее область научного знания, было введено французским мыслителем Огюстом Контом.О. Конт считал, что социология должна рассматривать общество как некий, обладающий собственной структурой организм, каждый элемент которого должен исследоваться с точки зрения полезности для общественного блага.
Последние годы существования российского государства являют собой абсолютно уникальную историческую картину, подобной которой никогда не встречалось в истории русского общества. После разрушения Советского Союза в обществе не оказалось главенствующей идеологии – ни теистической, ни атеистической.
Правовое государство - это особая форма организации политической власти в гражданском обществе, при которой признаются и гарантируются естественные права человека, реально проводится разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, обеспечивается верховенство правового закона.
На современном этапе развития человечества формируется единая цивилизация на всей планете. Укоренение этой идеи в науке и общественном сознании способствовало осознанию глобализации процессов в современном мире.