Культурно-досуговая деятельность как процесс социализации личности
Культурно-досуговая деятельность (КДД) считается одним из самых важных средств сущностных сил человека и оптимизации социокультурной среды, которая его окружает. Процесс функционирования КДД можно представить в качестве социализации личности, которая состоит в присвоении человеком социальной сущности, благодаря которой он может развиваться. А, как известно, личность развивается именно в процессе жизнедеятельности. Т.е. социализация личности происходит, как правило, на базе группового опыта и возникает в процессе социальной деятельности, а именно как ее результат. Таким образом, формирование личности каждого осужденного может осуществляться в процессе социальной деятельности.
Социальная деятельность представляет собой процесс, в котором с одной стороны субъект в итоге своей деятельности, «отдавая свои сущностные силы» и способности, объективирует в них себя, а с другой - само это объективирование субъекта предполагает встречный процесс познания, овладения, присваивания и раскрытия свойств «объекта, который был создан предшествующим поколением, другими людьми до него»[14].
Присваивание «социальных знаний, умений, связей и навыков успешно и самым активным образом осуществляется в условиях культурно-досуговой деятельности. Именно в досуговой деятельности осужденные могут познакомиться с природой, искусством, трудом, различными эстетическими и нравственными ценностями. Как правило, отклоняющееся (девиантное) поведение осужденного - следствие нарушенного процесса социализации.
Коррекция нарушенной социализации возможна путем вовлечения людей в сферу досуговой деятельности, так как в ней человек наиболее открыт для непосредственного взаимодействия и влияния на них самых различных социальных институтов – это позволяет с наибольшей эффективностью воздействовать на их мировоззрение и нравственный облик.
Цель культурно-досуговой деятельности, сложившейся в пенитенциарных учреждениях - духовное развитие личности осужденного, которое построено на взаимоотношении с социальной средой.
Одним из важных направлений культурно-досуговой деятельности считается трудовое воспитание осужденных. Цель такого воспитания - оказание содействия в профессиональной ориентации человека. Следующее направление культурно-досуговой деятельности - это формирование личности с высоким нравственным сознанием и поведением, т.е. нравственное воспитание. Принцип нравственного воспитания заключается в воспитании на положительных примерах, оно должно осуществляться в сфере общения, а также через систему нравственного просвещения (этические беседы, диспуты, возможны встречи с интересными людьми).
Основной целью культурно-досуговой деятельности считается также эстетическое воспитание, т.е. развитие способностей оценивать, воспринимать и утверждать прекрасное в жизни и в искусстве с общечеловеческих позиций духовного наследия[15]. Задача социальных работников состоит прежде всего во вовлечении человека в свою деятельность с помощью организаций каких-либо представлений, различных творческих конкурсов, встречи с музыкантами, модельерами и поэтами.
Направление деятельности, нацеленное на физическое воспитание, обуславливает укрепления и развитие здоровья, физических способностей осужденных. Важной задачей физического воспитания считается воспитание характера и воли, его эстетических вкусов и моральных качеств. Так можно заметить связь физического с нравственным и эстетическим воспитанием личности. Данное направление реализуется посредством организации различных кружков, спортивных секций, встречи с людьми, имеющие отношение к спорту – это тренеры и мастера спорта).
Из выше сказанного следует, что все эти направления культурно-досуговой деятельности взаимосвязаны между собой и взаимозависимы, а ее совершенствование делает наиболее эффективной.
В процессе воспитания личности осужденного, с одной стороны происходит нравственное и духовное развитие, а с другой - идет своего рода дифференциация способностей, так как раскрываются интересы и потребности, т.е. происходит социализация, носящая положительную направленность. В результате социального взаимодействия людей в малых и более или менее крупных социальных группах происходит усвоение человеком накопленных обществом знаний и опыта, выработанных им ценностей и норм. Это и составляет фундамент облика каждой личности и вместе с тем единства и целостности социальной группы и всего общества. Но нельзя также сбрасывать со счетов и роль индивидуального опыта в процессе социализации, который существенным образом определяет неповторимость и уникальность каждой отдельной личности.
Полезные статьи:
«РПЦ
выступит против любых попыток законодательно ограничить дискриминацию
гомосексуалов»
Вот если обратить наше внимание на отношения русской православной церкви к гомосексуализму, то можно увидеть явное ущемление прав гомосексуальных людей. Нынешний патриарх, бывший митрополит Кирилл-проводник гомофобной политики в РПЦ.
В я ...
Многофакторный корреляционно-регрессионный анализ инвестиций
Для корреляционно-регрессионного анализа необходимо из нескольких факторов произвести предварительный отбор для регрессионной модели. Сделаем это по итогам коэффициента корреляции, Те отберем те факторы ,связь которых с результативным при ...
Ценностные ориентации респондентов и их целевые предпочтения
Следующие вопросы нашей анкеты ставили целью выявить, что является основными ценностями молодого поколения. На вопрос «Что является для вас
на сегодняшний день самым важным?» предлагалось 16 вариантов ответа. Такие варианты, как «Известн ...