Бедность - как социальная проблема России
Многие считают Россию страной с колоссальным масштабом бедности. Общественное мнение справедливо полагает бедность вопиющей проблемой.
Ни статистики, ни налоговые инспекторы - никто точно не знает, сколько в стране действительно бедных, сколько богатых. Есть только приблизительные оценки. Дифференциация доходов достигает угрожающих размеров: заработки 10% высокооплачиваемых россиян в 34 раза больше, чем у 10% низкооплачиваемых. В банковской сфере разрыв еще больше - 40 раз. Такого нет в развитых странах. При подобной поляризации становление среднего класса - опоры общества - чрезвычайно затруднено.
Существующая в России огромная разница в оплате труда во многих случаях не обоснована ни конкретным вкладом работников, ни достигнутыми экономическими результатами. В нынешней российской системе распространена практика, когда менеджеры высшего звена и руководители перераспределяют заработную плату в свою пользу, применяя так называемые теневые схемы. Это не по правилам цивилизованного рынка: от "серых" схем внакладе остается большинство работников. Для вывода зарплаты из тени нужны лишь политическая воля и жесткий контроль за соблюдением трудового законодательства. Сегодня система надзора за его выполнением такова, что позволяет повсеместно допускать нарушения.
Безусловно, социальная сфера и уровень жизни, в частности, напрямую зависят от состояния экономики. Чем выше её эффективность, производительность труда, тем быстрее будет расти средняя зарплата. На данном этапе эксперты предлагают использовать, прежде всего, два рычага - повышать уровень оплаты в бюджетной сфере и быстрее переходить на строго адресную социальную поддержку наиболее нуждающихся.Д. Д. Медведев, вступая в марте 2008 г. на президентский пост, провозгласил повышение уровня жизни одним из важнейших государственных приоритетов, предлагая тщательно продуманный комплексный подход: продвигаться вперед не по каким-то отдельным направлениям, а действовать по единой взаимоувязанной комплексной программе. В ней выделяются четыре главные проблемы - оплата труда, занятость, доступ к бесплатным или дотационным услугам, распределение социальных трансфертов. По каждой из них разработаны конкретные предложения.
Не менее актуальный и, может быть, один из самых трудных вопросов - чёткое разграничение полномочий между органами государственной власти на федеральном и региональном уровнях. Соответственно должны быть скрупулёзно определены все источники финансирования и ответственность властей. Жизнь десятков миллионов граждан продолжает оставаться у нас на чрезвычайно низком уровне. Экономика не может развиваться в нищей стране. Выйти из нищеты, преодолеть негативные тенденции или хотя бы существенно переломить ситуацию в борьбе с бедностью - такова первейшая задача наших властей.
Механизмы для этого есть в мировой практике, они наработаны и российскими экспертами, которые справедливо считают, что кардинальных сдвигов можно добиться путём устойчивого подъёма экономики, а главное - повышением производительности труда. Остающийся высоким потенциал доверия россиян нынешнему Президенту, а с ним - власти в целом является, безусловно, важнейшим фактором стабильности, существенным условием вывода страны на траекторию уверенного подъёма. Но негативные процессы в социальной области, охватывающие большинство населения страны, опасны и тем, что могут начать постепенное "размывание" этого потенциала и вызвать массовое отчаяние и разочарование в обществе - чего допустить нельзя.
Полезные статьи:

Впервые слово "социология", обозначающее область научного знания, было введено французским мыслителем Огюстом Контом.О. Конт считал, что социология должна рассматривать общество как некий, обладающий собственной структурой организм, каждый элемент которого должен исследоваться с точки зрения полезности для общественного блага.
Последние годы существования российского государства являют собой абсолютно уникальную историческую картину, подобной которой никогда не встречалось в истории русского общества. После разрушения Советского Союза в обществе не оказалось главенствующей идеологии – ни теистической, ни атеистической.
Правовое государство - это особая форма организации политической власти в гражданском обществе, при которой признаются и гарантируются естественные права человека, реально проводится разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, обеспечивается верховенство правового закона.
На современном этапе развития человечества формируется единая цивилизация на всей планете. Укоренение этой идеи в науке и общественном сознании способствовало осознанию глобализации процессов в современном мире.