Специфика детско-родительских отношений в дошкольном возрасте
Перспективы личности у ребенка связаны с его образом взрослости. Если образ взрослости присоединен к обучению, то оно будет удовлетворять ребенка, и наоборот. Перспектива – это цель, реализация которой связана со смыслом жизни. Без осознания перспективы нет деятельности.
Формирование иерархии побуждений, иерархии мотивов. Ребенок 2 лет действует ситуационно: какой мотив сильнее, тот и побеждает. К 5-6 годам складывается механизм смысловой коррекции побуждения к действию. Действие становится поступком, и ребенок выбирает, исходя из того, какой смысл будет иметь тот или иной поступок.
В этом возрасте круг общения ребенка расширяется, но родители еще продолжают играть ведущую роль в развитии поведения ребенка, его самосознания, в формировании повседневных задач и долгосрочных целей. Родители воздействуют на ребенка намеренно - указывая и объясняя, одобряя и порицая, раздавая награды и наказывая - и намеренно - подавая пример сознательного поведения и неосознаваемых внутренних реакций. Соответствие между восприятием родителями своего ребенка и тем, что они хотели бы видеть, часто определяет соотношение положительной и отрицательной обратной связи, принятие и отвержение. Ожидания родителей в отношении своего ребенка зависит от их представлений о развитии детей, о ненормальной личности, от усвоенных ими ценностей и, конечно, от поведения ребенка.
В возрасте среднего детства отношения между отцом и матерью становятся все более важным фактором, влияющим на приспособленность ребенка и развитие его личности. Если между супругами царит согласие, сын может брать пример с отца, перенимать его ценности и следовать его интересам, не сомневаясь в любви и поддержке обоих родителей. Соответствующее его полу поведение вызовет нежность у матери. Точно так же и женственность дочери будет принята обоими родителями. Если в доме длительное время нарушены супружеские отношения, расплачиваться всегда приходится ребенку, и эта плата во многих случаях - повышенная вероятность возникновения психического расстройства[38].
Что именно произойдет с ребенком в семье, раздираемой супружеским конфликтом, зависит от многих обстоятельств. Самое важное – это привлекательность каждого родителя как объекта для копирования. Если оба родителя непривлекательны в этом отношении, вероятнее всего антисоциальных исход. Если же ребенок предпочитает одного из родителей, он установит с ним надежную связь. Известно, что выбор модели для подражания не случаен и в значительной степени определяется ее качествами. Наиболее важную роль играет половое сходство; этот фактор никогда нельзя полностью исключить, каким бы непривлекательным ни был родитель своего пола во всех отношениях. Другим качеством, которым часто пренебрегаю, является компетентность родителя с точки зрения ребенка. Третье качество - это власть в семье и контроль над важными для ребенка событиями. Сюда входит возможность защитить, наказать и поощрить - так, как это воспринимает ребенок. Четвертое качество - любовь, принятие, нежность и забота, которые в значительной степени зависят от особенностей ребенка и обратной связи между родителем и ребенком[39].
В дошкольном возрасте, как и в раннем, сохраняется эмоциональная зависимость ребенка от взрослого. Поведение взрослого постоянно обусловливают активность поведения и деятельности ребенка. Установлено, что если взрослый расположен к ребенку, радуется вместе с ним его успеху и сопереживает неудачу, то ребенок сохраняет хорошее эмоциональное самочувствие, готовность действовать и преодолевать препятствия и в случаи неуспеха. В условиях установления положительных взаимоотношений со взрослым ребенок доверительно относится к нему, легко вступает в контакт с окружающими. Отчужденное отношение взрослого к ребенку значительно снижает его социальную активность: ребенок замыкается в себе, становится скованным, неуверенным, готовым расплакаться или начинает фрустрировать и выплескивать свою агрессию на сверстников. Большинство детей в условиях отчужденного отношения со стороны взрослого прекращают начатую деятельность, становятся вялыми и безразличными. Часть детей, напротив, может увеличить темп работы, но при этом продуктивность деятельности все равно резко падает. Негативное отношение взрослого, которое он демонстрирует ребенку, вызывает у него типичные реакции: ребенок или стремится преодолеть барьер отчуждения и установить контакт со взрослым, или сам замыкается и старается избежать общения[40].
Полезные статьи:

Впервые слово "социология", обозначающее область научного знания, было введено французским мыслителем Огюстом Контом.О. Конт считал, что социология должна рассматривать общество как некий, обладающий собственной структурой организм, каждый элемент которого должен исследоваться с точки зрения полезности для общественного блага.
Последние годы существования российского государства являют собой абсолютно уникальную историческую картину, подобной которой никогда не встречалось в истории русского общества. После разрушения Советского Союза в обществе не оказалось главенствующей идеологии – ни теистической, ни атеистической.
Правовое государство - это особая форма организации политической власти в гражданском обществе, при которой признаются и гарантируются естественные права человека, реально проводится разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, обеспечивается верховенство правового закона.
На современном этапе развития человечества формируется единая цивилизация на всей планете. Укоренение этой идеи в науке и общественном сознании способствовало осознанию глобализации процессов в современном мире.