Отношение старшеклассников к религии как социальному явлению
«Исходный момент веры – вопрос о вере в Бога. Здесь возможны такие разнообразные ответы как «верю в Бога», «колеблюсь между верой и неверием в Бога» и «не верю в Бога» [5, с. 45]. Поэтому мы предоставили респондентам 5 вариантов ответа на вопрос «Считаете ли вы себя верующим человеком?». Не считающие себя убеждёнными верующими или атеистами могли выбирать «Скорее да, чем нет» или «Скорее нет, чем да». Результаты показали оправданность такого подхода. Данные, приведённые в таблице, подтверждают, что именно эти два варианта ответа выбирались наиболее часто.
Таким образом, убеждёнными верующими считают себя 33% старшеклассников, участвовавших в опросе. При этом соотношение девушек и юношей, выбравших ответ «да», 41,25% к 25%. Резко отличаются ответы девушек и юношей 11 класса: среди последних ни один не выбрал данный ответ.
Ещё 43,75% респондентов групп 1–4 причисляют себя к скорее верующим, чем к неверующим. 12,5% юношей 10 класса и 18,75% юношей-одиннадцатиклассников считают себя неверующими. Заметим, что ни одна из девушек не выбрала такой ответ. Показательно то, что 20% учителей воздержались от ответа.
Нам показалось интересным сравнить полученные нами данные с данными, приведёнными в учебном пособии Е.М. Бабосова [1, с. 387] об отношении к религии школьников г. Минска. Для этого были составлены диаграммы, отражающие процентное соотношение респондентов, признающих себя верующими; скорее неверующими, чем верующими; неверующими или скорее неверующими, чем верующими и не давшими ответа.
В основе религии как общественного явления находится вера отдельного индивида. При этом она не является синонимом религиозности и не тождественна ей. Вера – это лишь свойство личности принимать какую-либо информацию без доказательства её достоверности. Религия же предполагает не только веру в существование сверхъестественного, но и систему действий и ритуалов. Как показывают данные нашего опроса, подавляющее большинство респондентов различают понятия «религия» и «вера»: от 95% девушек 10 класса до 56,25% учителей, принимавших участие в социологическом опросе.
Диаграмма 4. Отношение к религии школьников г. Минска Отношение к религии учеников СШ №1 г. Логойска
В своём исследовании мы также хотели установить, как старшеклассники относятся к тому, что в современном обществе существует большое количество религий. Как известно, в Беларуси, как и в других странах СНГ, наряду с традиционными религиозными объединениями православных, католиков, протестантов, мусульман, иудеев распространяются и нетрадиционные религиозные культы, такие, как общины кришнаитов, дзен-буддистов, мормонов и др. Большинство их приверженцев – молодёжь. Результаты опроса показывают, что подавляющее большинство выступает за свободное право выбирать религию. В то же время 25% девушек 10 класса и 31,25% юношей 11 класса разделяют мнение, что следует придерживаться традиционных, проверенных временем религиозных течений. При ответе на этот вопрос снова о своей нерелигиозности заявляют 18,75% юношей 11 класса. Появляется и явное противоречие: 12,5% девушек 11 класса, выбрали такой же вариант, хотя ранее они причисляли себя к «скорее верующим, чем неверующим».
|
Полезные статьи:
Нормативно-правовая база социальной защиты детей-инвалидов
До 1980 года детей-инвалидов в России официально вообще не существовало. Только в 1979 году впервые был принят Перечень показаний, дающих право признать ребенка инвалидом. Он был несовершенным, но, наконец, было сказано, что дети-инвалиды ...
Социальные сети как ресурс социальной адаптации
Актуальность исследования социальных сетей как ресурса социальной адаптации клиентских групп социальной работы детерминирована необходимостью рационализации механизмов функционирования институтов социальной работы в условиях гражданского ...
Фонд «Кто, если не я?»[11]
Создан в 2007 году для разработки и практической реализации социальных проектов в сфере оказания благотворительной помощи детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, в том числе оставшимся без попечения родителей, постоянно проживающ ...