Программа исследования
Информацию, необходимую для проверки выдвинутой нами гипотезы, мы намеревались получить в процессе проведения социологического опроса, во время которого выяснялось субъективное мнение 100 респондентов – учащихся 10–11 классов, а также 10 учителей – по предложенным закрытым вопросам. Этот метод сохраняет анонимность респондентов, что очень важно при изучении религиозности, а также позволяет собрать большой объём информации за сравнительно небольшой промежуток времени.
Чтобы проанализировать современное состояние религиозности в молодёжной среде, необходимо было получить данные по ряду важных параметров. Разумеется, что они могут дать лишь ограниченную картину. Но мы и не ставили целью глубокий анализ причин возрастания или снижения религиозности или выяснение того, как организованы различные религиозные группы. Мы сочли необходимым лишь изучить и зафиксировать мнение группы старшеклассников Логойской средней общеобразовательной школы №1, высказанное ими в ходе проведения социологического опроса в марте 2007 года и предположить, что эти данные дают достаточно объективное представление о существующем состоянии религиозности в данной среде.
Процесс подготовки непосредственно социологического исследования включал два этапа:
§ на первом этапе определялись способы сбора данных и описания ожидаемых результатов; разрабатывалась анкета и опросный лист (см. Приложение), изучались возможности программы EXCEL для обработки и подсчёта результатов;
§ на втором этапе планировалась деятельность: сроки, последовательность проведения опроса, разделение обязанностей.
При составлении анкеты использовались материалы социологического опроса, проведённого православной церковью среди учащихся нашей школы в 2001 году. Это дало нам возможность сделать сравнение и анализ полученных результатов и выявить определённые закономерности. В процессе работы мы также использовали официальную статистику по данной теме, опубликованную в учебном пособии «Прикладная социология» под редакцией Е.М. Бабосова. При составлении анкеты были использованы вопросы социологического опроса «Старшеклассники и студенты и их отношение к религии и религиозным организациям (на примере старшеклассников и студентов г. Витебска)», проведённого С.Ю. Девятых («Чалавек. Грамадства. Свет», №2–3/2005). Полученные нами данные сравнивались также с данными опроса общественного мнения по теме «Ценностные ориентации молодёжи Беларуси» («Обозреватель», №33/2004). В ходе работы использовались также материалы статьи Л.Г. Титаренко («Чалавек. Грамадства. Свет», №1/2006).
В анкету были включены 30 вопросов, предполагающие от 2 до 16 вариантов ответов. При выполнении данного этапа работы мы учитывали, что любое социологическое исследование уровня религиозности предполагает определение её критериев, т.е. показателей, позволяющих отделить верующих от неверующих. На этом основании мы опрашивали респондентов на предмет посещаемости учреждений культа и участия в церковных обрядах. Однако изучение только культовой деятельности не даёт ответа на вопрос о степени религиозности, т.к. участие в культовых практиках может быть обусловлено мотивами, непосредственно с ней не связанными. Поэтому мы сочли необходимым включение в анкету вопросы, позволяющие выявить степень толерантности респондентов в вопросе выбора веры, субъективное отношение респондента к религии, а также степень соответствия личной религиозной веры и догматики той конфессии, к которой он себя причисляет. Нами исследовалась и религиозная информированность – степень знакомства с вероучением «своей» религиозной конфессии.
Полезные статьи:

Впервые слово "социология", обозначающее область научного знания, было введено французским мыслителем Огюстом Контом.О. Конт считал, что социология должна рассматривать общество как некий, обладающий собственной структурой организм, каждый элемент которого должен исследоваться с точки зрения полезности для общественного блага.
Последние годы существования российского государства являют собой абсолютно уникальную историческую картину, подобной которой никогда не встречалось в истории русского общества. После разрушения Советского Союза в обществе не оказалось главенствующей идеологии – ни теистической, ни атеистической.
Правовое государство - это особая форма организации политической власти в гражданском обществе, при которой признаются и гарантируются естественные права человека, реально проводится разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, обеспечивается верховенство правового закона.
На современном этапе развития человечества формируется единая цивилизация на всей планете. Укоренение этой идеи в науке и общественном сознании способствовало осознанию глобализации процессов в современном мире.