Заключение
Итогом выше сказанного является положение социальной работы в настоящее время, в пример приведем замечание С.В. Тетерского: «В какой-то степени мы возвращаемся к дореволюционному механизму призрения, сохраняя в то же время и элементы, выработанные в период советской власти» [2,c.297].
Во избежание многих ошибок в дальнейшем становлении системы социальной защиты, и в частности благотворительности, необходимо изучить и суммировать как зарубежный, так и имеющийся исторический опыт. Изучение которого показывает, что помощь неимущим эффективнее при ее децентрализации с привлечением широкой общественности; при взаимодействии всех сторон, участвующих в процессе - благотворительных, частных, общественных организаций, Церкви и государства, - как в получении исчерпывающей информации о нуждающихся в помощи, так и в координации помощи им. Государство должно создать единую систему законов, нормативной базы, стимулов для оказания помощи нуждающимся через систему льгот и поощрений [2,c.297]. А также необходимым условием является привлечение внимания общественности и СМИ к проблемам социальной защиты.
Таким образом, отталкиваясь от работы А.Д. Григорьева, который предлагает периодизацию становления и развития отечественной социальной работы, охватывающей период жизни общества от «…зарождения и развития форм помощи и взаимопомощи у славянских племен, …до наших дней» [6,c.4], можно построить итоговую таблицу (табл. 2), связывающую формы организации социальной защиты с формами финансирования.
Таблица 2
|
Модели |
Период |
Форма организации |
Форма финансирования |
|
Общественно-христианская |
до XI века |
Помощь и взаимопомощь |
Предоставление помощи в натуральной форме (пища, одежда, кров, уход и др.). Взаимопомощь в форме бесплатного труда (строительства жилья, сельскохозяйственные работы и др.). Общественная солидарность. |
|
XI-XIII |
Княжеская и монастырская поддержка. (социальная помощь) |
Предоставление крова и пищи, уход за немощными. Открытие богаделен при религиозных учреждениях. Благотворительность. Зарождение системы сбора и распределения ресурсов на социальную защиту. |
|
|
XIII – 70-90-е гг. XVIII |
Государственно-муниципальные формы призрения с юридическим оформлением благотворительности. (социальная помощь) |
Зарождение основ государственного управления финансированием социальной помощи, при которой государство стимулировало формирование общественных фондов финансовых средств на призрение неимущих. Расширение благотворительной базы. |
|
|
70-90-е гг. XVIII – XIX век |
До реформ 60-70 гг. XIX века закладывались основы государственного и общественного призрения. (социальная помощь) |
Государственное управление стимулированием общественной деятельности перерастает в необходимость государственного участия в финансировании социальной сферы через социальный налог. Стимулирование благотворительности через общественные организации. |
|
|
XX век до 1917 г. |
Передача функций общественного призрения благотворительным организациям и органам местного самоуправления. Пенсионное обеспечение государственных служащих. Социальное страхование рабочих. |
Государственное финансирование социальной помощи, пенсионного обеспечения государственных служащих. Основа государственного финансирования – налоги. Страховая деятельность. Общественные благотворительные организации. Личная благотворительность. |
|
|
Биполярная |
1917-1941 |
Для промышленного сектора: Социальная помощь. Пенсионное обеспечение. Социальное страхование. |
Государственное финансирование за счет перераспределения средств собранных на цели финансирования социальной сферы. Социальный налог. Снижение роли благотворительных организаций в финансирования социальной помощи. |
|
Для сельского хозяйства: Помощь и взаимопомощь. |
Частное финансирование. Сельские комитеты взаимопомощи перераспределяли возможности крестьянства в оказании помощи. С 1935 г. кассы взаимопомощи, которые на 100% финансировались за счет доходов крестьянства. |
||
|
Административная |
1945-1964 |
Становление принципов административной модели управления социальной защитой. Социальная помощь. Пенсионное обеспечение. Социальное страхование. |
Одна и единая основа финансирования – социальный налог. С 1956 г. социальные трансферты из бюджета СССР в социальную сферу. С 1964 г. включение крестьянства в сферу государственного социального обеспечения. |
|
1964-1991 |
Развитие административной системы управления социальной защитой. Социальная помощь. Пенсионное обеспечение. Социальное страхование. |
Одна и единая основа финансирования – социальный налог. |
|
|
1991 – н/в |
Современный этап развития административной модели. Социальная помощь. Пенсионное обеспечение. Социальное страхование. Социальная работа. |
Основа финансирования – социальный налог и перераспределение средств через Фонд Социальной Защиты. Зарождение негосударственного пенсионного обеспечения. Возрождение страховых принципов (социальное страхование). Возрождение благотворительности. Гуманитарная помощь. |
[1] Основы социальной работы: Учебник/ Отв. ред. П.Д. Павленок – М.: ИНФРА-М, 1999
[2] Тетерский С.В. Введение в социальную работу. - М., 2003
[3] А.С. Щеглова Исторически обусловленные пути становления общественного призрения в Англии, Франции и Германии // Ученые записки.- 2001.- №5.- с. 109-115
4 Антология социальной работы в 5-ти томах. - М., 1994
[5] Максимов Е. Земская деятельность в области общественного призрения // Журн. юрид. общества при Императорском СПб. ун-те.- 1895.-Кн. 8.
[6] Григорьев А.Д. Социальная работа на Беларуси: история, опыт, проблемы.-Мн., 2000.
[7] Максимов Е. Земская деятельность в области общественного призрения // Журн. юрид. общества при Императорском СПб. ун-те.- 1895.-Кн. 6.
[8] Андреев В.С. Право социального обеспечения в СССР: Учеб. – М., 1980.
[9] Страхование рабочих в России и на Западе. / Под. ред. Б.Г. Данского. – СПб., 1913. - Т.1.
[10] М.В. Фирсов История социальной работы в России – М., 1999
[11] Красовская Н.Н. Организация социальной защиты населения Республики Беларусь: системный подход.: Автореф. Дис. …конд. социол. наук: 22.00.08./ Бел. гос. ун-т – Мн., 2003.
[12] Orenstein M. Mapping the Diffusion of Pension Innovation // Pension Reform in Europe: Process and Progress. – Washington D.C. – The World Bank, - 2003.
[13] Frank A.G. den Butter and Udo Kock. Social Security, Economic Growth, and Poverty // New Social Policy Agendas for Europe and Asia: Challenges, Experience, and Lessons.- The World Bank, 2003.
Полезные статьи:

Впервые слово "социология", обозначающее область научного знания, было введено французским мыслителем Огюстом Контом.О. Конт считал, что социология должна рассматривать общество как некий, обладающий собственной структурой организм, каждый элемент которого должен исследоваться с точки зрения полезности для общественного блага.
Последние годы существования российского государства являют собой абсолютно уникальную историческую картину, подобной которой никогда не встречалось в истории русского общества. После разрушения Советского Союза в обществе не оказалось главенствующей идеологии – ни теистической, ни атеистической.
Правовое государство - это особая форма организации политической власти в гражданском обществе, при которой признаются и гарантируются естественные права человека, реально проводится разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, обеспечивается верховенство правового закона.
На современном этапе развития человечества формируется единая цивилизация на всей планете. Укоренение этой идеи в науке и общественном сознании способствовало осознанию глобализации процессов в современном мире.