Заключение
Пенитенциарная социальная работа, несомненно, является необходимой для современного Российского общества, которое в настоящее время находится в довольно сложной криминогенной обстановке.
Анализ литературных источников показал, что социальная работа в пенитенциарных учреждениях фактически не рассматривается в отечественной науке. Необходимо создание именно теории пенитенциарной социальной работы, которая была бы ориентирована на практическую деятельность работников. Так как существующая работа современной пенитенциарной системы РФ по исправлению и реабилитации осужденных считается малоэффективной.
При разработке теоретических оснований деятельности социальных работников в пенитенциарной системе РФ необходимо учитывать специфику современной ситуации в России, когда вследствие экономического кризиса, люди живут за чертой бедности и им бывает весьма затруднительно осуществлять помощь осужденным в соответствии с международными стандартами.
При решении задач поставленных в данной работе, было:
- проведен анализ литературы;
- изучены «осужденные» в качестве объекта социальной политики;
- изучена личность осужденного;
- рассмотрены различных аспекты реабилитации;
- выявлены особенности адаптации осужденных к местам лишения свободы;
- определена специфика и содержание досуга в пенитенциарном учреждении;
- выявлены основания для социально-культурной интеграции осужденных;
- определена культурно-досуговой деятельности в качестве процесса социализации личности;
- изучены существующие методы интеграции;
- проведена экспериментальная работа по выявлению основных направлений адаптации осужденных к новым условиям;
- описаны методы проведенного исследования;
- проведен анализ полученных результатов исследования;
- подведены итоги работы.
В выделенных направлениях выявлена необходимость разработки дополнительных программ реабилитации осужденных.
Социальная деятельность должна:
- способствовать приведению в соответствие с международными стандартами необходимых требований,
-объективно оценивать ситуацию по обеспечению лиц лишенных свободы.
- способствовать разрешению психологических проблем осужденных,
- на основе различных психологических методов выстраивать индивидуальную программу исправления осужденных и возвращения их в качестве полноценных членов в общество после их освобождения.
В настоящее время не все задачи социальной работы решены вследствие многих причин. К таким причинам прежде всего относятся недостаточное финансирование и нехватка квалифицированного персонала, в том числе и социальных работников.
Сейчас совершенствование процесса воспитания и реабилитации осужденного происходит в направлении повышения его качества и оптимизации.
Главная роль в этом процессе отводится воспитанию в качестве целенаправленного планомерного процесса, включающего разносторонние воспитательные воздействия на осужденных, являющуюся и объектом и субъектом воспитания.
К социально-культурным условиями воспитания нравственных качеств у осужденных относятся:
- учет индивидуально-личностных особенностей осужденных при использовании методов социально-воспитательного воздействия;
- учет специфики проведения воспитательной работы в пенитенциарных учреждениях;
- осуществление целенаправленной подготовки персонала по вопросам воспитания и реабилитации осужденных;
- предложение социально-культурной программы воспитания осужденных, находящихся в пенитенциарных учреждениях;
- осуществление взаимодействия воспитателей и осужденных, построенного на основе принципов социально-культурной деятельности.
Программа воспитания и реабилитации осужденных, должна быть составлена с учетом выявленных социально-культурных условий.
Данная программа включает структуру, социальную среду и средства, принципы, функции и формы социально-культурной деятельности и способствует формированию чувств, понятий, убеждений и привычек нравственного поведения.
Специфика воспитания нравственных качеств осужденных с помощью социально-культурной деятельности обусловлена:
- рядом ограничений деятельности осужденных, находящихся в пенитенциарных учреждениях: режимом, распорядком дня и пр.
- наличием в пенитенциарных учреждениях досуга, как компонента всей исправительной системы, который должен иметь воспитательную, познавательную, информационно-просветительскую и культурно-рекреационную направленность;
- личностными особенностями, интересами, разным культурно-образовательным уровнем осужденных.
Воспитательная работа, проводимая в настоящее время во многих пенитенциарных учреждениях, не способна существенно влиять на исправление осужденных, так как в этой работе акцент в основном делается на массовые формы воздействия. А они далеко не всегда доходят до конкретного осужденного, отсюда - их формализм и низкая эффективность. К тому же, в данных учреждениях находится значительная часть осужденных, имеющих различные отклонения в психике, а на таких лиц массовые формы воздействия, как правило, положительного воздействия не оказывают.
Представляется, что воспитательную работу с осужденными следует более конкретизировать и направить ее, в первую очередь, на соблюдение требований законов и принятых в обществе правил поведения.
В целях успешной адаптации осужденных к новым условиям жизни в пенитенциарных учреждениях необходимо проводить индивидуальную работу с осужденными в период, когда они только прибыли в колонию и находятся на карантине. В этот период сотрудники оперативно-режимного и воспитательного отделов должны вести активную работу ознакомительного и профилактического характера с новоприбывшими осужденными, должны вырабатывать у них психологический стереотип поведения, поставить их в четкие рамки режима и труда, педагогически целесообразных отношений с администрацией и другими осужденными.
Таким образом «Гипотеза», выдвинутая в начале работы о том, что:
Влияние культурно-досуговой деятельности на реабилитацию осужденных будет положительным, если будут:
- учтены индивидуальные особенности каждого осужденного, применяя социально-педагогические методы воздействия;
- учтена специфика социальной работы в местах лишения свободы;
- осуществлена необходимая подготовка сотрудников, касающейся вопросов воспитания и реабилитации осужденных посредством культурно-досуговой деятельности;
- предложена социально-культурная программа реабилитации осужденных, которая помогла бы сформировать у них понятие о нравственном поведении,
Полностью подтверждена, а значит, цель дипломной работы достигнута.
Полезные статьи:

Впервые слово "социология", обозначающее область научного знания, было введено французским мыслителем Огюстом Контом.О. Конт считал, что социология должна рассматривать общество как некий, обладающий собственной структурой организм, каждый элемент которого должен исследоваться с точки зрения полезности для общественного блага.
Последние годы существования российского государства являют собой абсолютно уникальную историческую картину, подобной которой никогда не встречалось в истории русского общества. После разрушения Советского Союза в обществе не оказалось главенствующей идеологии – ни теистической, ни атеистической.
Правовое государство - это особая форма организации политической власти в гражданском обществе, при которой признаются и гарантируются естественные права человека, реально проводится разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, обеспечивается верховенство правового закона.
На современном этапе развития человечества формируется единая цивилизация на всей планете. Укоренение этой идеи в науке и общественном сознании способствовало осознанию глобализации процессов в современном мире.