Введение
В настоящее время в нашей стране всё больше внимания уделяется нравственным проблемам. Равно как социально-экономические и экологические, они являются предметом постоянного внимания со стороны органов власти, социальных институтов, средств массовой информации. Интерес к ним обусловлен, в первую очередь, глубокими социально-стратификационными изменениями, происходящими в современном белорусском обществе. Немалую роль также играет имеющая место трансформация ценностей. Постепенно ослабляется роль таких институтов социализации, как семья, школа, общественно-политические движения. Как свидетельствует история, именно в такие моменты чаще всего и происходит нивелирование традиционных ценностей, дезориентация, рост нигилистических настроений. В первую очередь это характерно для представителей молодого поколения, не имеющего социального опыта и сформировавшихся убеждений.
Для противодействия данному явлению необходимо объединить усилия всего общества, используя, в том числе, опыт и возможности такого социального института как религиозные организации. С этой целью в Беларуси была разработана Программа сотрудничества между Министерством образования и Белорусской Православной Церковью. Но при выполнении программы, на наш взгляд, необходимо учитывать как отношение старшеклассников к религии в целом, так и степень доверия к религиозным организациям и служителям культа и реальную степень их воздействия на нравственное становление молодых людей.
Изучение религиозности молодёжи актуально также потому, что именно она является отражением всех противоречий и возможностей общества и именно она, в силу своей социальной природы, выбирает траекторию его исторического движения. Следовательно, изучение процессов, происходящих в молодёжной среде в настоящее время, позволяет спрогнозировать, в каком направлении будет развиваться общество в будущем.
Исходя их данных положений, нами был разработан проект «Изучение мнения старшеклассников о роли религии и религиозных организаций в жизни современного общества». Объектом исследования являлась группа учащихся 10–11 классов Логойской СШ №1. Предметом исследования
выступала религиозность, а также показатели её уровня и содержания.
Его результаты представлены в данной работе, состоящей из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. Первая глава посвящена теоретико-методологическим основам разрабатываемой проблемы, вторая – анализу результатов социологического опроса, проведённого авторами работы среди старшеклассников школы в марте 2007 года и сравнению их с данными аналогичного опроса 2001 года. В приложение включены: образец бланка, заполняемого респондентом; статистическая таблица результатов социологического опроса; диаграммы и графики.
Наше исследование начиналось с проработки проблемы роли религии и религиозных организаций в жизни общества и изучения источников по данной теме. На первом этапе нами была выдвинута гипотеза о том, что в настоящее время религиозные организации ограниченно влияют на жизнь общества и, прежде всего, на молодёжь; следовательно, для решения вопросов и проблем нравственного воспитания нужно не только опираться на их опыт формирования нравственных ценностей, но и искать новые формы и методы.
Цель исследования состояла в том, чтобы выявить субъективное отношение учащихся 10–11 классов к религии и религиозным организациям, а также определить степень их религиозности. Реализация поставленной цели и доказательство выдвинутой гипотезы требовала выполнения следующих задач:
§ рассмотреть на теоретическом уровне сущность понятия «религиозность», сформулировать подходы к данному явлению;
§ разработать программу и осуществить эмпирическое исследование изучения мнения старшеклассников о роли религии и религиозных организаций в настоящее время;
§ выявить при помощи эмпирического исследования конкретные показатели религиозности;
§ проверить с помощью результатов исследования правильность выдвинутой гипотезы;
§ дать анализ сложившейся религиозной ситуации.
Полезные статьи:
Наблюдение как метод сбора социологической
информации
Непосредственное наблюдение за поведением людей в определенной ситуации и сразу фиксация результатов.
От обыденного научное наблюдение отличается тем, что оно подчинено ясной исследовательской задаче, планируется по заранее обдуманной пр ...
Ожидаемые результаты реализации концепции семейной политики.
Новое качество семейной политики предполагает предоставление семье полноценного социально-правового статуса; активное функционирование семьи как социальной общности в системе правовых отношений; включение функций семейной политики в систе ...
Многообразие культур
Существует множество культур, реализовавшихся в человеческой истории. Каждая культура порождает свою специфическую нравственность, свое искусство и выражается в соответствующих себе символических формах. Можно выделять мировую и националь ...